Создавать внутренние запасы дизтоплива - слишком дорогое удовольствие для бюджета
Об этом вице-министр энергетики РК Асет Магауов высказался в большом эксклюзивном интервью корреспонденту Bestnews.kz.
- Асет Маратович, какой объём дизтоплива из РФ уже поступил в Казахстан, сколько горючего ещё ожидается?
- По контрактации мы ведем мониторинг только по крупным сетям. Одна из компаний порядка 25 тысяч тонн законтрактовал, вторая компания по своей линии законтрактовал порядка 30 тысяч тонн. Третья компания ведет переговоры о законтрактовании порядка 3,5 тысяч тонн контрактуется. Это три основные сети, по которым мы ведем мониторинг. Но в целом мы видим – активно законтрактовались региональные заправки в приграничных регионах. Например, в ЗКО группа компаний законтрактовались с Орского завода. По отгрузке- в сентябре мы порядка 43 тысяч тонн получили с российских заводов – через границу (Казахстана – ред) успело пройти только 17 тысяч тонн. Мы их увидели в октябрьских поставках – за 7дней 32 000 тонн зашло.
За 12 дней октября с российских заводов отгружено 23 тысяч тонн. Темп активный, мы думаем, что задачу по импорту 80 тысяч, максимум, 100 тысяч тонн в октябре мы должны выполнить.
Активно КТЖ тоже контрактовался – по информации их поставщиков, 21 тысячу тонн они законтрактовали на Орском заводе. То есть мы ожидаем, что достаточно хороший объём придет.
"Новые цены будут еще больше": по каким ценам Казахстан закупает дизтопливо в РФ
- Отвечая на вопросы Bestnews.kz на брифинге в СЦК, вы неоднократно подчеркнули: мы проели свои запасы, разбазарили народное достояние. Но должны ведь быть стратегические запасы топлива. У нас что, получается, негде хранить топливо про запас? Дефицит возник на ровном месте.
- Во-первых, это дорогой объём. Сделать запас на 200 тысяч тонн, с учётом его цены – это огромное отвлечение денежных средств…
- Сколько это?
- На 700 долларов умножить… (Итого 140 млн долларов – ред) Отвлекать такие ресурсы нецелесообразно ни для государства, ни для частного бизнеса. Вопрос, чтобы рынок был стабильным, мы не должны перегибать палку по ценам. Когда мы держали цены на АЗС, говорили всем: 200 тенге на литр - это хорошая цена, и соответственно, по 200 тенге за литр мы продавали. Все у нас заправлялись. Импорт у нас зашёл всего 26 тысяч тонн, это вообще копейки. И было видно, что всё идёт на убыль. Мы в августе этот вопрос поднимали, собирали сети АЗС, говорили, импортируйте. Они говорят: кто привезёт и здесь продать в убыток, надо чтобы цена 200 тенге потихоньку росла.
- Что дороже: создание запасов дизтоплива или импорт 100 тысяч тонн из России?
- Думаю, есть третья альтернатива, ценовой паритет более-менее нормально выдерживать. Тогда не будет такого большого потребления, оно будет ниже. И не будет потребности завозить. Второе – будет заходить импорт.
У нас в чём нюанс: когда мы привозим топливо из России – привозим без налогов. И то, что на российской заправке 300 тенге, мы можем тот же объём по 230 тенге выставить из-за высокой разницы в акцизах. А дальше россияне пусть хоть обратно в черновую вывозят.
- Цены от этого на казахстанских АЗС не упадут. Кто-то импортировал, наварился, в кубышку положил. А мы с уборочной можем пролететь, и народ злой.
- Все же говорят: нефть – народное достояние, и нефтепродукты – народное достояние. Почему мы должны разбазаривать и раздавать всем – транзитникам, соседям? Натуральные объёмы очень тяжело проконтролировать, чтобы они до казахстанцев доходили. Здесь лучше всё-таки строить рыночное ценообразование, налоговую базу улучшать. Доходы будут лучше как у добывающих компаний, так и у Правительства налогов больше будет. Это даст возможность увеличить зарплату как нефтяникам, так и бюджетникам.
- У вас своя правда – межведомственная, у казахстанцев – своя правда, бьющая по карману. Сегодня председатель Нацбанка передал пламенный привет - из-за роста дизтоплива в Казахстане не могут остановить инфляцию. Комом пошли другие проблемы – не только подорожание топлива, но и рост цен на продовольствие, сферы услуг и так далее. Это уже не только беда для автомобилистов, это экономическая трагедия.
- Я специально приводил цены 2019 года…
- Причем тут 2019 год, на дворе 2021 год.
- Все как бы забыли про 2019 год.
- Нет, автомобилисты помнят всё.
- Было 195 тенге на литр, если бы рост цен на ГСМ был в пределах инфляции, условно, 10 процентов…
- Простите, народу не важна внутренняя кухня Минэнерго. Это всё равно, что повар будет рассказывать, как, из чего и на какой посуде он готовил бешбармак. Важен результат и факт: Казахстан – нефтяная держава, у нас есть нефтяные месторождения на своей территории, у нас большая нефтедобыча. Куда это всё девается, почему возникает дефицит?
- Есть же экономика добычи, если мы будем зажимать цены на нефть, у нас часть нефти будет оставаться под землёй. Есть такое понятие, как коэффициент извлечения нефти, он зависит от экономики месторождения. Чем лучше экономика – тем можно больше нефти добыть. То есть вместо 30 процентов добыть 40 процентов того, что есть. Если цены низкие будут – то 10 процентов останутся под землёй никому не нужными.
- Можно ли говорить, что в связи с импортом дизтоплива плакала энергетическая безопасность Казахстана?
- Мне кажется, это никак не связано с безопасностью. Если мы будем выстраивать рыночные механизмы – то таких перепадов и завозов не будет. Получается, мы создали оазис с низкими ценами. Когда всё вывезли – теперь догоняем рынок.
- Вы сам автомобиль водите?
- Вожу.
- Каким бензином заправляете?
- Что по паспорту написано – Аи-95.
- И как вам цены, качество бензина, вы всегда довольны? Есть претензии как у потребителя, не как вице-министра?
- Нет.
Фото: primeminister.kz
Читайте новости по меткам:
горячие новости 362 Барыс 330 Город Астана 223 Президент Казахстана 199 Алматы 166 Олимпиада-2024 156 Куандык Бишимбаев 137 новости министерств 135 паводки 135 погода 91 футбол 73 дети 71 хоккей 66 происшествия 65 пожары 63 школы 60 праздники 59 бокс 55 доллар 53 МВД 51 дороги 51 Олжас Бектенов 48 КХЛ 46 нефть 43 налоги 41 армия 41 авиация 37 соседи Казахстана 37 Китай 36 МЧС 35