А вы в курсе, что, пожалуй, впервые в истории руководство Минздрава РК не согласилось с решением боссов Фонда обязательного социального медстрахования? И в итоге глава ФСМС был отправлен в отставку – после принципиального приказа министра здравоохранения?
Об этом в эксклюзивном для редакции информационного агентства Bestnews.kz сообщила министр здравоохранения Республики Казахстан Акмарал Альназарова.
Глава Минздрава РК прокомментировала также причину исключения ДЦП и диабета из перечня социально значимых заболеваний, при этом ответив и на вопросы встревоженных казахстанцев.
Мы поделимся с вами еще одним inside: редакция информагентства Bestnews.kz почти год ждала интервью с Акмарал Альназаровой. Наше ожидание, кажется, было не напрасным: получилось обстоятельное интервью. Причём многие подробности вы узнаете впервые, и только на www.bestnews.kz.
Для удобства подписчиков и читателей мы разделили интервью на блоки с подзаголовками. Приятного чтения, достар!
«У ФСМС выросли зарплатные аппетиты»
- Акмарал Шарипбаевна, мы с вами встречаемся в середине декабря 2025 года, время подводить итоги, мы также надеемся получить ваши комментарии по темам, волнующих казахстанцев. С какого вопроса вы хотели бы начать интервью? Что вы сейчас считаете самым важным для Минздрава?
- В первую очередь, считаю самым главным в нашей работе - это результаты для населения. Все мы, и наш государственный орган в том числе, работаем на нужды пациентов, включая детское и женское население. Ключевым достижением стало принятие закона о совершенствовании медицинского страхования, работа выполнена в короткие сроки. Это было поручение Главы государства – уменьшить количество незастрахованного населения, максимально вовлечь всех в систему страхования для обеспечения доступа к базовым услугам. 14 июля данный закон был подписан, в рамках него переформатированы пакеты медицинской помощи, пересмотрены источники финансирования услуг и максимально приближены к страховой модели. Самое главное – это устойчивость системы страхования для бесперебойного обеспечения населения качественными медицинскими услугами.
- Не так давно председатель правления ФСМС Айдын Кульсеитов был отправлен в отставку. Мы беседовали с вами накоротке об этом, и вы сказали: к нему были вопросы. По какой причине был уволен Айдын Кульсеитов, возглавлявший Фонд всего 7-8 месяцев после назначения?
- Честно говоря, для Министерства здравоохранения это были принципиальные вопросы. Совет директоров Фонда принял решение, несогласованное с единственным акционером – Министерством здравоохранения РК.
- Несогласованное? Что именно?
- Несогласованное – речь шла об увеличении заработной платы сотрудников аппарата, членов правления, корпоративного секретаря, премирования членов правления. Как будто бы это банальные вещи – но они влекли за собой серьезное увеличение фонда заработной платы труда. И несмотря на переговоры, которые мы проводили с тем, чтобы прийти к единому знаменателю – компромисса мы не нашли.
Поэтому решением единственного акционера (Минздрава РК – ред) предложения совета директоров были отменены в одностороннем порядке. Думаю, сегодня у населения есть вопросы к системе страхования, мы все их слышим, весь прошлый год и этот год в рамках совершенствования в рамках закона об ОСМС мы учли и продолжаем учитывать пожелания и депутатского корпуса в Парламенте, и казахстанцев – чтобы медицинская помощь стала максимально доступной, повысить ее качество, мотивировать медицинских работников. Сама система здравоохранения – это же очень большой и чувствительный организм: более 300 тысяч медицинских работников, более 20 миллионов наших клиентов, есть население, которое состоит на амбулаторном учете, более 3 миллионов человек получают лекарственное обеспечение амбулаторно. Оптово-розничный сегмент, регулирование лекарственных средств – это тоже наша задача, как и вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия, качества медицинского образования. Глава государства поставил перед нами задачу – в первую очередь обеспечить эффективность, прозрачность самой системы, сделав ее максимально пациентоориентированной. Поэтому вот такие несогласованные действия подведомственной организации привели к принятию решения об отставке (главы ФСМС – ред).

«Почему Казахстану нужен Фонд медстрахования и что происходит с тарифами»
- Теперь всё понятно. Тот же г-н Кульсеитов в своем интервью сообщил – только зарплатный фонд ФСМС составляет 18 млрд тенге. Зачем стране такой дорогой и непрозрачный Фонд?
- Сегодня Фонд представлен 20-тью филиалами в 20-ти регионах. В каждом регионе есть своя специфика: это регионы с вопросами, допустим, экологии, с разной плотностью населения, разной вообще спецификой оказания медицинской помощи, разной структурой населения. То есть где-то стареющее население, где-то, наоборот, превалирует молодеющее население. Всё это требует учета при распределении медицинской помощи, при финансировании медицинских организаций – учета условий на той или иной территории. Поэтому сегодня отказаться от содержания территориальных департаментов мы тоже не можем.
В самом Фонде аккумулируются средства, которые поступают за счет населения, подлежащего страхованию. Это средства для гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи, что составляет более одного миллиона триллиона 600 миллиардов тенге. Это средства, которые государство направляет за оказание услуг льготным категориям населения, порядка 300 млрд тенге. Более триллиона тенге ежегодно перечисляется работодателями, работниками и так далее. Всё это вкупе налагает достаточно большую ответственность.
Вторая часть – это система тарифообразования. Мы много лет слышим о проблемах непрозрачного, неэффективного, несправедливого тарифообразования, мы начали большую работу с прошлого года. Думаю, в следующем году в рамках как раз-таки принятого закона мы сможем аккумулировать дополнительные средства, которые будут направлены на совершенствование тарифов. Но вся тарифная политика сегодня проводится тоже непосредственно Фондом…

- При этом тарифы в медучреждениях не дешевеют.
- Смотрите, когда я вижу комментарии – увеличение тарифов Министерством здравоохранения каким-то образом приводит к удорожанию платных медицинских услуг в частном секторе - это не так.
Тарифы медицинской помощи – это стоимость тех услуг, которые сегодня возмещаются медицинским организациям непосредственно Фондом. И если эти тарифы низкие – то медицинская организация не может покрыть все свои расходы, что зачастую приводит к финансовой неустойчивости, росту кредиторской задолженности, в целом к закредитованности медицинских организаций. Поэтому чем больше становятся тарифы для больниц, тем лучше для населения, тем выше мотивация врачей и лучше качество медпомощи.
Поэтому в прошлом году первым принятым решением стало увеличение тарифов для служб родовспоможения. То есть всем службам родовоспоможения, детским больницам мы направили более 20 миллиардов тенге. В принципе, медицинские организации получили не только финансовую устойчивость, но и обеспечили снижение определенных показателей смертности, заболеваемости, осложнений и так далее.
В следующем году около 100 миллиардов тенге будут направлены после повышения тарифов по другим профилям, которые были не маржинальными для медицинских организаций…
- Примеры можете привести?
- Например, пульмонология. Она не требует каких-то оперативных вмешательств, это терапевтическое направление. Стоимость тарифов на гастроэнтологию, или эндокринологию – она достаточно сильно отстает от других направлений специализированной медицинской помощи. Медицинские организации в погоне за финансовой устойчивостью оптимизировали определенные койки, или произошло слияние терапевтических направлений. Для населения эта помощь оказалась недоступной. Мы провели анализ и увидели, что у нас есть и профицит коечного фонда – то есть койки простаивают, существует также и их дефицит. При этом дефицит возник из-за отсутствия адекватных тарифов и возмещения со стороны Фонда.
«Почему взносы в ФСМС нельзя унаследовать?»
- Вы разделяете мнение о том, что солидарная система системы медстрахования несправедлива? Взносы нельзя ни переуступить родственникам, нуждающимся в более срочном лечении, ни передать в наследство. И если плательщик взносов умирает – то, по сути, он дарит все свои взносы Фонду. И это всё наслаивается на общую экономическую ситуацию, когда кругом всё дорожает, не прибавляя, мягко говоря, позитива казахстанцам.
- Любая дорогостоящая операция, которая проводится в Казахстане, фактически стопроцентно покрывается или за счет системы ОСМС, или за счет гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи. Поэтому в принципе я считаю, что система состоялась. Конечно, ее совершенствование необходимо продолжать. Закон, который мы приняли, предполагает увеличение ставок взносов государства с 2027 года. И это привнесет в систему дополнительные средства. Ставки взносов работодателя и работников мы абсолютно не затронули. Вы знаете, что верхняя ставка взносов также была увеличена в сравнении с первоначальной версией в пять раз – с 10-кратного МЗП до 20-ти для работников, и до 40 – для работодателя. Эти две ключевые нормы, которые «сели» в закон, они как раз дают нам дополнительное финансирование почти в 12 процентов к объему 2025 года. Это позволяет нам быть более гибкими, мобильными в части пересмотра тарифов и увеличения объемов медицинской помощи, расширения видов услуг и так далее.
Поэтому говорить о несправедливости, я считаю, нельзя. В целом система медицинского страхования не предусматривает передачи накоплений в наследство. Может быть, мы когда-нибудь к этому придем.
Надо отдать должное, в Парламенте депутатами предлагалась, скажем так, условно-накопительная модель. То есть при своевременном прохождении скринингов, правильном отношении к здоровью можно было бы определенную часть средств условно накопить и после этого использовать условно-накопленную сумму по своему усмотрению, допустим, в платных клиниках.
- Это предложение депутатов было в виде законопроекта или прозвучало устно?
- Это было предложение со стороны депутатов, оно требует достаточно глубокой проработки. Думаю, к такой модели после решения всех вопросов, когда у нас отдельные медицинские учреждения не все еще устойчивы, еще раз можно будет вернуться.
- Возможно ли возвращение к системе, когда взносы в ФСМС были добровольными, а не обязательными?
- У нас существует параллельно система добровольного медицинского страхования, но обязательная система медицинского страхования – я считаю, что это в первую очередь, забота о здоровье граждан.
- То есть вы не разделяете предложения вернуться к добровольным взносам?
- Да. Никто сегодня не застрахован, мы видим старение населения. Почти на 12 процентов за последние 5-7 лет выросло количество престарелого населения, увеличивается ожидаемая продолжительность жизни. Вместе с тем, очень много рисков омоложения болезни системы кровообращения. Есть другие хронические заболевания, которые являются издержками такого сложно управляемого маркетинга, а также малоподвижного образа жизни, вредных привычек и так далее.
Мы считаем, что солидарная ответственность работника, работодателей, государства в данной система соблюдена на достаточно таких паритетных основах.
Вместе с тем, нужно отметить: фактически 12 миллионов казахстанцев застрахованы за счет государства. Почти 300 млрд тенге государство выплачивает за 12 млн человек: здесь все дети до 18 лет, все лица пенсионного возраста, все многодетные мамы, все люди с инвалидностями и так далее. 15 льготных категорий населения обозначены в законе и за них государство несет свою социальную ответственность. И она очень прилежно выполняется.
Вторая часть вопроса – это наши добросовестные граждане – работодатели и работники, которые выплачивают почти триллион тенге в виде взносов. Взносы работников, индивидуальных предпринимателей – порядка 400 миллиардов тенге в год поступает. Вместе с тем, более трех миллионов казахстанцев остается вне системы ОСМС. И когда их сегментировали по категориям экономического благополучия – оказалось, что по данным Министерства труда и социальной защиты населения РК есть категории, действительно требующей внешней поддержки для участия в системе ОСМС. Они не являются официальными безработными, не относятся к 15-ти льготным категориям, но у них действительно есть определенные трудности. Это было решение Главы государства еще в 2022 году – чтобы местные исполнительные органы по аналогии с международным опытом тоже вовлекались в вопросы охраны здоровья населения на вверенной им территории.

Я считаю, что это очень большое достижение – создание 16-ой льготной категории с 1 января 2026 года. Более 1 миллиона человек автоматически – если они относятся к категории кризисного и экстренного уровня благополучия, станут застрахованными. То есть при их походе в медицинскую организацию по ИИНу будет видно – что они относятся к категории ДЕ и они будет автоматически застрахованы. Страховые взносы, не оплата за медицинскую помощь, а именно страховые взносы за пациента составят два процента от среднемесячной зарплаты в том или иное регионе.
Эти два процента от среднемесячной зарплаты в регионах будут выплачивать акиматы, причем с момента обращения в медучреждения и до конца календарного года.
Вместе с тем, с 1 сентября этого года мы перевели онкологические скрининги в пакет ГОБМП. Скрининги ведутся полностью за счет государства, у нас шесть их видов. Три из них – на онкологические риски. На первом этапе скрининги были доступны для всех, на втором этапе – только для застрахованных. И у нас был разрыв, не было полного цикла скрининга. В сентябре этого года вопрос нашел свое решение. Считаю, что это очень правильное и чувствительное решение.

«Цены на некоторые лекарства отпустят»
- Теперь о ценах на лекарства. В Мажилисе, отвечая на наши вопросы в том числе, вы сообщили о планируемом дерегулировании цен на лекарственные средства. Что это означает?
- С 2023 года по рекомендациям нашего бизнес-сообщества, по настоянию НПП Атамекен, изучив международный опыт, Казахстан поэтапно пошел на дерегулирование цен на лекарственные средства. И цены порядка на 300 препаратов, которые имеют три и более вида на рынке, были дерегулированы. Минздрав проводил анализ по ним на рынке. По итогам 6-7 месяцев рынок сам выровнял цены. Был первоначальный рост цен, затем началось снижение на отдельные позиции. И в итоге порядка на 12-14 процентов эти дерегулированные позиции стали дешевле. Эту практику НПП «Атамекен» и наш фармацевтический сектор предлагают продолжить. Излишнее регулирование «вымывает» дешевый сегмент, и производителям зачастую становится невыгодно завозить на наш рынок те или иные лекарственные препараты.
- Значит, лекарства неминуемо подорожают?
(с ходу) Нельзя сказать, что подорожают. Я начала свой разговор с того, что рынок сам выровнял (цены- ред), такой опыт у нас есть. Мы сейчас пришли к единому мнению, что дерегулирование затронет лекарственные препараты стоимостью до 1 МРП (3932 тенге – ред).
- Не до 2-х МРП?
- Не до 2-х МРП. Было пожелание дерегулировать цены на лекарства стоимостью до 2-х МРП. Мы приняли решение – до 1 МРП. Конечно, мы как регулятор, тоже будем всё это отслеживать, система маркировки во всех 20-ти регионах позволяет нам увидеть ценовой диапазон на то или иное лекарственное средство.
- Еще раз: что означает дерегулирование в вашем случае?
- Это означает отмену каких-либо механизмов регулирования цен со стороны Министерства здравоохранения Республики Казахстан, которое сегодня устанавливает предельные цены на лекарственные средства…
- Вы отпускаете цены…
- На лекарства до 1 МРП, это дешевые препараты, на них цены будут отпущены.
- Например?
- Там более 2000 наименований.
- В первую очередь, на самый востребованный парацетамол?
- Да, парацетамол, аспирин, все таблетированные формы, которые не являются дорогостоящими – цены на них предполагается «отпустить».
Вы же наслышаны, что в этом году мы провели большую работу по пересмотру в целом политики ценообразования на лекарственные средства. Мы увидели, что действительно ценовое регулирование тоже было несовершенным, в связи с чем были пересмотрены правила. Мы начали анализировать в целом стоимость лекарственных препаратов в соседних странах в постоянном оперативном режиме, подписались на международную базу данных, где видим стоимость лекарственных препаратов. При формировании той или иной цены ориентировались на 16 стран, на так называемую корзину реферируемых стран. В прошлом году она тоже была пересмотрена, в этом году пересмотрели цены, мы заметили снижение на определенную часть лекарств. Помимо этого, регулируются цены на закуп лекарств за счет средств ОСМС и ГОБМП. Уже на сегодня мы видим снижение. Если неделю-две-три назад это было 36 млрд тенге, то сегодня уже 40 млрд тенге. Это экономия, которая образовалась за счет пересмотра цен на лекарственные позиции.
«Я тоже в шоке, когда захожу в магазины»
- Акмарал Шарипбаевна, есть еще один тревожный тренд - энергетические напитки. Заходишь в магазин – на самом видном месте разноцветные жидкости. Казахстанцы сейчас пьют энергетики вместо чая, веря, что они взбодрят их и повысят работоспособность. Почему Минздрав молчит? Вы согласны с таким мнением?
- Отчасти да, согласна, признаю, что нам нужно надо более активно вести работу. Но есть и институнациональные проблемы. Скажем, с 2016 года была расформирована и приватизирована в регионах Служба поддержки здорового образа жизни. Мы потеряли целый институт, значимость которого сейчас мы очень остро ощущаем. Её приватизировали в разных регионах разные компании, фактически мы растеряли кадры. Бюджет, который в свое время был централизован, в регионах осел, уменьшился в разы. В 2024 году было принято решение о централизации и возобновлении Службы здорового образа жизни на базе Центра имени Салидат Каирбековой, соответствующие изменения были внесены в устав. Мы эту работу сейчас активизируем и вопросы финансирования тоже поднимаем. Отчасти они находят поддержку.
Вторая часть вопроса – законодательное регулирование реализации как табачных изделий, сахаросодержащих напитков, так и энергетиков.
Если по регулированию табака, вейпов Казахстан занимает сегодня очень хорошие позиции, многие страны на нас равняются, то по сахаросодержащим напиткам мы работу только начинаем.
С прошлого года проводим работу с депутатским корпусом, с Министерством национальной экономики РК обсуждаем необходимость внедрения акцизов на сахаросодержащие напитки. Конечно, мы ощущаем достаточно серьезное сопротивление со стороны бизнеса, понятно, что это рабочие места, налоги. Но как Министерство здравоохранения, стоящее на страже здоровья населения, думаю, в 2026 году поэтапно мы должно пойти на это, поддержка депутатского корпуса есть.
Напомню, что с 1 января 2025 года лицам до 21 года продажа энергетических напитков запрещена. Другой вопрос – насколько в реальной жизни соблюдается данная правоприменительная практика?
Сейчас мы инициируем усиление ответственности через внесение в Кодекс об административных правонарушениях новых норм, ужесточающих ответственность за продажу энергетиков несовершеннолетним- в виде административных штрафов.
Конечно, я сама, заходя в магазин, вижу огромное количество сладких, конфет, жевачек, ярких этикеток, шоколадок. Если мы когда-то запретили продажу сигарет покупателям младше 21 года, то теперь наблюдаем снижение на 5-7 процентов количества курящих казахстанцев за последние 10 лет. Но это официальная статистика.
- Вы тоже в шоке от запруженных прилавков?
- Абсолютно. И количество энергетических напитков, и яркий агрессивный маркетинг со всех полок на детей, при этом у нас достаточно такие угрожающие цифры по детям с лишним весом, детям с ожирением.
И, конечно, это наши будущие пациенты с гипертонией, болезнями системы кровообращения.
Очень много соблазнов для потребителей, но в то же время нужно понимать: есть обратная сторона медали. Здесь важна просвещенность самих родителей. Но очень сложно противостоять этому маркетингу, это тот новый вызов, над которым министерство будет работать.
«Приказ Минздрава, возмутивший медучреждения»
- Есть еще одна хроническая проблема: для того, чтобы попасть на прием к врачу узкой специализации, сначала нужно отсидеть в очереди к своему терапевту, взять направление, затем отсидеть в другой уже очереди к необходимому врачу? А ведь бывают случаи, когда лечение нужно получить «здесь и сейчас». Когда решится эта проблема? Или она безнадежна?
- Проблема решится. Мало того, она решается. Нужно понимать, что для оказания помощи, как вы говорите, «здесь и сейчас» - для этого фактически под тысячу отделений неотложной помощи созданы во всех поликлиниках только за этот год. Если пациент пришел в поликлинику, и у него острое состояние, или какие-то другие жалобы, которые по принципу «здесь и сейчас» - он обращается к медикам на первом этаже поликлиники. Этот вопрос на моем контроле, или мы можем вместе с вами рандомно выбрать и сходить в любую из поликлинику. В 43 поликлиниках по городу Астана весь этот год мы «пилотировали» эксперимент, сейчас масштабируем практику в масштабах страны. Отделения неотложной помощи – это израильский опыт, он дает весьма положительный результат, пациенты могут получить помощь на месте.
Вы спрашиваете - почему у нас в Казахстане все начинается с посещений терапевтов. Это не у нас в Казахстане, это международная практика, будь это США или в Европе – где есть врач общей практики, семейный врач, который знает весь ваш анамнез.
Но есть определенные направления, которые не требуют похода к врачу общей практики. Еще одно достаточно серьезное препятствие, которые мы считали – это для «хроников». То есть он состоит на диспансерном учете и каждый раз должен идти к врачу общей практики, брать у него направление, скажем, на ЭКГ или на «сахар» и так далее, потом опять с ними возвращаться. И только потом принималось решение – идти ему, например, к кардиологу или нет.
Мы также полностью нормативно пересмотрели этот вопрос касательно всех пациентов с хроническими заболеваниями, состоящих на диспансерном учете. Да, сегодня их заблаговременно приглашает медицинская сестра, по заданному алгоритму назначает соответствующие анализы, и только с полным пакетом результатов, не посещая врача общей практики, пациент уже идет на запланированный прием к своему «узкому» врачу. Это тоже более 3 миллионов человек, которые могут без похода к врачу общей практики, если состоят на диспансерном учете, обратиться напрямую сразу с подготовленными анализами. Сегодня мы стараемся максимально заблаговременно приглашать пациентов и работать проактивно, нежели реактивно. И 1 октября т.г. был принят достаточно серьезный приказ Минздрава, который вызывает определенное возмущение у медицинских организаций.
- Что это за приказ и что не устраивает медучреждения?
- Их не устраивает новый подход в финансировании за прикрепленное население, за которое они получают комплексный подушевой норматив. Это норматив, который за 12 месяцев государство выплачивает за каждого из нас в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Вне зависимости от статуса вашего медицинского страхования государство выделило за вас средства, есть регистр прикрепленного населения в разрезе регионов. Каждая поликлиника по объему своего прикрепленного населения получает финансирование.
- Значит, поликлиника может позвонить и пригласить меня на тот же скрининг?
- Поликлиника должна вам позвонить. И чтобы всё-таки обязать – мы провели анализ, и у нас получилось, что в течении 12 месяцев около 4 миллионов казахстанцев вообще не обращаются в поликлиники, их никто не ищет. Вместе с тем, когда мы проанализировали наши скрининги – до 80 процентов впервые выявленных злокачественных новообразований приходятся на скрининговый возраст. Но при этом казахстанцы приходят в поликлиники самостоятельно, вне скрининга, хотя мы выделяем средства на скрининг, на каждое прикрепленного человека. Почему мы должны идти на уступки медицинским организациям, 65 процентов из которых являются частными? И дело не в том, что они являются частными организациями. Мы говорим, что открыли возможность для создания конкурентного рынка, но когда нет экономических инструментов для создания конкуренции или контроля – то мы сегодня видим организации, которые прикрепляют по 90 тысяч человек, из которых, по ориентировочным данным 40-50 процентов просто не приходят в поликлиники. Деньги по умолчанию «оседают»…
- И тогда начинаются приписки.
- Да. и это приводит к тому, что деньги на консультативно-диагностические услуги надо осваивать. Начинаются приписки.
И поэтому с 1 октября мы впервые внесли изменение в приказ оплаты за прикрепленное население, которое по итогам 12 месяцев ни разу не обратилось в поликлинику. Поэтому им (медучреждениям – ред) будет оплачиваться не 100-процентно от комплексного подушевого норматива, а только 80 процентов. И за незастрахованное население – коэффициент 0,9 или 90 процентов от комплексного подушевого норматива. Я считаю, что это правильное решение.
Я получаю и письма, и сообщения от моих коллег, что это ведет к финансовой неустойчивости. Но я говорю: «Коллеги, все условия созданы, это ваше население, а почему вы его не должны искать? Почему 80 процентов впервые выявленных онкологических пациентов должны приходить сами, когда на них выявляются соответствующие средства?» Не очень популярное решение, я понимала, что иду против устоявшихся каких-то правил системы. Но это нужно было сделать. При принятии таких решений я руководствуюсь только интересами пациентов, интересами каждого гражданина.

«Почему диабет и ДЦП исключили из общего списка соцзаболеваний»?
- Есть еще один приказ, который взбудоражил казахстанцев. Из перечня социально значимых социальных заболеваний исключили диабет и ДПЦ. Можете объяснить – где логика такого решения? Кому помешали те, кто страдает ДЦП и диабетом?
- Вы знаете, только наоборот, решение в интересах этой группы пациентов, которые получают лекарственные препараты и на 96 процентов являются застрахованными. Мы должны понять - у нас есть два источника: левый карман – это гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Правый карман – средства из Фонда обязательного медицинского страхования. Пациенты с сахарным диабетом, когда находятся в пакете ГОБМП до сегодняшнего дня, мы их полностью проанализировали, получают те или иные лекарственные препараты за счет гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Мы переносим источник финансирования, оплата за них будет теперь не из левого кармана, а из правого.
Но эти пациенты каждый до последнего остаются на контроле Минздрава, мы сегодня на каждого из них закупаем на 2026 год тот объем лекарственных средств, который необходим для каждого из них. Более того, мы закупаем дополнительно более 12 процентов на вновь выявленных пациентов – чтобы не прерывалось их лечение. Здесь меняется источник финансирования.
Наши дети с ДЦП до достижения 18-ти лет находятся в страховом пакете, каждый ребенок будет получать свою помощь. При достижении 18-ти лет, являясь лицом с инвалидностью – он будет относиться к 15-ти льготным категориям казахстанцев. Те категории, которые у нас не являются застрахованными, получают медпомощь пока за счет средств ГОБМП. Если этим пациентам понадобится помощь медиков - они будут застрахованы за счет местных исполнительных органов. Если это льготная категория, которая требует социальной поддержки – их страхование произойдет за счет государства. Наши индивидуальные предприниматели, работодатели, работники выплачивают взносы в систему ОСМС порядка на 900 млрд тенге, у нас остаются вот эти 3-4 процента пациентов, которые не относятся к какой-либо льготной категории. Они являются в принципе достаточно самостоятельными лицами, которые имеют постоянный доход, государство сегодня видит, какие доходы на душу населения в их семье есть. Если он не относится к той или ной категории – то он должен вступить в систему ОСМС. Поэтому этот закон о страховании будет всех нас дисциплинировать.
- Для тех, кто страдает ДЦП и диабетом – для них что-то кардинально меняется? Они должны что-то, например, доплачивать?
- Ничего они не должны доплачивать. Сегодня 96 процентов являются застрахованными, помощь, которую они получают – они будут её получать. Просто за счет средств ОСМС, уже из правого кармана.
- Почему тогда казахстанцы возмущаются? Почему тогда такая острая реакция?
- Два вида реакции.
Первая реакция – переживают мамочки, дети которых уже достигли 18-летнего возраста.
Но здесь такой же подход: если доходы в вашей семье не превышают определенного уровня и по цифровой карте семьи Министерства труда и социальной защиты населения РК вы отнесены к категориям с критическим или экстренным уровнем благополучия, и если ваш ребенок не является студентом или лицом с инвалидностью – то он будет застрахован за счет местных исполнительных органов. Если от не относится ни к категории ДЕ (кризисным (Д) и экстренным (Е) уровням социального благополучия – ред), ни к 15-ти льготным категориям, ему уже есть 18 лет, но он не студент, и доходы вашей семьи по критериям нуждаемости не являются критичными – то вы должны своего ребенка застраховать после 18 лет.
- Получается, мамочкам придется пойти в акиматы и собирать справки?
- Мамочкам никуда не нужно идти. Если по данным цифровой карты семья относится к категории, которая нуждается в дополнительной поддержке в виде социальных выплат – данные из Минтруда будут выгружены в местные исполнительные органы, далее они поступят в ФСМС. И Фонд автоматически фиксирует таких казахстанцев как уже застрахованных. Если они относятся к категории ДЕ – то могут обратиться в любую медицинскую организацию, там тоже будут выгружены данные, подтверждающие их страховой статус, и все услуги будут оказаны.
- Вторая реакция на приказ, отмеченная вами - чья?
- Фармацевтический бизнес, который поставляет лекарственные препараты за счет гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Они никогда не были озадачены тем, что население застраховано или нет. Они переживают, что эти объемы лекарственных средств уменьшатся в объеме закупа. Других прямо вот таких серьезных причин для беспокойства нет.
Могу заверить каждого казахстанца: каждое решение, которое мы принимаем – оно только в интересах пациентов. Если мы, не дай бог, каким-то решением навредим – мы готовы это признать, выслушать. Мы на связи с общественными советами, пациентскими организациями и так далее.
«Я готова стать донором органов»
- В Казахстане очень много обсуждается тема о донорстве органов. Лично вы готовы стать таким донором?
- Некоторое время назад я дала прижизненное согласие на органное донорство.
Его очень легко зафиксировать. Вопрос действительно очень чувствительный. Ещё будучи сенатором, я поднимала этот вопрос. Есть определенный положительный результат по итогам 2025 года. Если в 2024 году у нас было 6 органных доноров, то сегодня у нас их 17. В сравнении с 2023 годом у нас пересадили 19 органов, в этом году - 67. Население поддерживает нас достаточно активно, есть понимание со стороны депутатского корпуса. Вы видите, проводится активная работа и в СМИ, а также с духовенством, разъясняем также для медицинских организаций.
Конечно, каждый случай – индивидуальный, каждый случай – это трагедия для одной семьи, но это и надежда для других семей.
Около 3900 пациентов в Казахстане ожидают пересадки почки, более 100 пациентов в ожидании донорского сердца, среди них есть и дети. Очень чувствительный такой вопрос, в следующем году мы продолжим работу, чтобы максимально популяризировать вопросы и органного донорства, и в целом значимость всего этого процесса. Конечно, в любой стране развитие этой службы зависит от уровня понимания, вовлеченности общества и каждого гражданина. В том числе, и в нашей.

«Я себя не жалела…»
- Вы всегда идеально выглядите: стройны, элегантны, у вас всегда укладка прически, make up, и вас за это, к слову, часто критикуют. Подписчицы не простят мне, если не спрошу о ваших личных секретах красоты и женственности. Как вы поддерживаете свою форму?
- Спасибо большое, я уже не в том возрасте, чтобы так реагировать на комплименты.
Но я считаю, что внешний вид любого человека – это в первую очередь, его отношение к окружающим людям.
У меня это было привито с детства - любовь к опрятности. А затем и в школе, студенчестве. Каких-то таких секретов нет, во всем должна быть умеренность. В первую очередь, должно быть уважение, любовь к окружающему тебя миру, людям. Доброта, искренность – я считаю, это тоже немаловажно, чтобы человек изнутри излучал доброту. Я сама педиатр, и наверное, по натуре у меня желание каждому помочь, не обойти с помощью.

Родители у меня врачи, всегда говорили: «Балам, қолыңан келсе – көмектес. Алдына келген адамды қайтарма. Кiшкентай болсада жылы сөзбен болсада көмегiндi аяма».
Всегда у меня было с одной стороны всегда такое обостренное чувство справедливости к простым нашим людям, медицинским работникам, будь то младший, средний персонал или врач. В непростые годы мы сами закончили университет – в 1994 году, когда по несколько месяцев ходили без зарплаты.
- Өмірді көрдініз.
- Өмірді көрдік. Папа рано у меня заболел, мне было 27-28 лет, когда папы уже не стало.
- Иманды болсын.
- Не то, чтобы таким сложным был пусть моего становления – но я себя не жалела. Нужно было поддержать маму, поднять младшую сестру, я работала, по 10-11 дежурств, работали над собой, изучали медицинскую документацию, участвовали во всех конференциях, несмотря на такие сложные времена. Наверное, с одной стороны, это закалило определенные во мне качества. С другой стороны, как вы говорите – несмотря ни на что, всегда стараться выглядеть на такую положительную оценку. (улыбаясь) Не будем говорить, на какую. Считаю, для каждой женщины это очень важно – выглядеть хорошо, воспитывать свои видом детей, вы привносите своим видом в семью определенный порядок.
Я помню 1994 год, санитарная авиация, и Салима Пырмановна, мой первый учитель, врач приемного покоя, говорила мне: «Акмарал, ты сегодня одна остаешься, я улетаю, там ребенок тяжелый (в тяжелом состоянии – ред)». Тогда такие самолеты были, видимо, часто ЧП происходили в воздухе. И она говорила: «Мне надо очень хорошо причесаться, одеться. Вдруг самолет упадет – и я там буду лохматая, непричесанная, неопрятная. И поэтому всегда будь наготове». Всё это – школа жизни.
Мой совет – всегда быть максимально приятными во всех отношениях. И для окружающих, и для своих коллег. И уметь поддержать младшего, уважать старшего. Я считаю, это очень важно.

Еще для меня чувствительно – всегда стараюсь поддержать медицинских работников. Родители были врачами, в 1994 году я уже закончила университет, работала медицинской сестрой, хотелось родителей поддержать. Первую зарплату получила в 15 лет, работала санитаркой в Доме ребенка. Мама меня устроила на летних каникулах, и до сих пор работаем. Ни с одним ребенком в декретном отпуске не сидела, всегда это чувство ответственности, повышенного долга. На любом участке я стараюсь выкладываться, всегда помню о том, что в любой момент ты можешь встать, уйти. Но оглядываясь, нужно понимать, что ты оставил только хороший след. Родители проработали очень много лет – по 35-40 лет, мы по утрам вставали и видели только их пустую постель, родителей уже не было, потому что они уезжали в район, или уходили на дежурства, их забирали на операции, врачей тогда было очень мало. Мы росли на их примере, когда действительно, не жалея себя, перестройка, развал Советского Союза, такое затишье, родителей никто не искал, хотя они были такими видными оперирующими врачами, на тот момент достаточно авторитетными в регионе. И я всегда понимаю: любая санитарка, любая медсестра – для этой организации она может, не самый главный член коллектива. Но в своей семье – она мама, или водитель «скорой» – он чей-то папа, отец семейства, для которого ваша грамота, ваше благодарственное письмо - это будет примером для воспитания его детей. Поэтому вот такие вещи, считаю, руководителю нельзя упускать.
(смеясь) Будь моя воля – я бы ходила, наверное, в кроссовках, с «хвостиком» сбоку. Но пока я здесь, пока на меня смотрят, кто-то равняется, кто-то критикует – за любую критику, за любую поддержку я могу выразить только слова благодарности. За любое решение, которое я принимаю на этом посту - на сегодняшний день мне не стыдно.
Любое решение я принимаю через сердце, как-то я вначале сказала – сердце должны быть горячим, но рассудок – холодным. Находясь в свое время на разных постах, работая и внизу, и в Парламенте – когда видишь несправедливость в системе здравоохранения, конечно, хотелось все расставить так, как это должно было быть. Наверное, тот шанс, который у меня есть, то доверие, которое Глава государства мне выразил – я его должна максимально использовать. Каждый член коллектива Министерства здравоохранения работает на это. Если есть какие-то непонятные вопросы – мы готовы разъяснять и давать полностью исчерпывающие ответы.
Ни одно решение, которое принято Министерством, ни в коем случае не ухудшает состояния наших пациентов, нашего населения.
Считаю, дисциплина должна быть везде. Тем более, когда ты отвечаешь за здоровье населения, и тем более, получаешь за это соответствующие средства.
«Семья меня поддерживает»
- У вас, по сути, стремительная карьера, от рядового медика до министра здравоохранения страны. Вы можете сказать, что вы – счастливый человек? Должность министра сделала вас счастливей, изменила вашу жизнь?
- Самое большое счастье – быть востребованным. Не от того, что я министр.
Быть востребованным, нужным своей стране, думаю, это самое главное счастье.
Для меня это новый и очень сложный, очень ответственный участок работы. Конечно, жизнь поменялась, какого-либо времени, личного времени у мен практически нет. Семья меня поддерживает, дети подросли, переживают за меня.
Каждый день отдаю себе отчет – что я сделала. Сегодня я тоже думала – как мы с вами начнем беседу, что я выполнила в 2024 году, в 2025 году? Наша команда работает в каждом направлении. Думаю, для 2026 году мы создали достаточную нормативную базу, надеемся, в 2026 году – с учетом объема финансирования, который мы получим для системы, это обусловит благополучный год.
В целом, если подвести итоги за 2025 год – мы имеем хороший тренд по снижению смертности, фактически на три процента. В абсолютных цифрах это более 1700 (!) спасенных жизней. Снижается уровень младенческой смертности.
Я сама педиатр, всегда глубоко анализировала причины младенческой смертности, особенно от управляемых причин. Поэтому, когда сегодня мы за два года добились исторического минимума – это не моя работа, это работа всей системы здравоохранения, каждого педиатра, каждого врача общей практики, это наши акушер-гинекологи, которые 24 часа принимают роды.
«Мы сами строим свою жизнь»
- Акмарал Шарипбаевна, огромная благодарность за вашу откровенность и за такое важное интервью. Пожалуйста, оставайтесь такой же стильной, женственной, хотя это и не просто. Особенно если учесть всё еще крепкие устои патриархата, не все мужчины готовы принять, когда леди во власти умней, позитивней и успешней их. Поэтому позвольте пожелать вам - только вперед, и только позитивных новостей, и чтобы все у вас получалось. И, конечно, чтобы здоровье нас всех не подводило.
- Спасибо и вам, и вашей редакции. Я всегда чувствую вашу поддержку, искреннюю улыбку, когда вы встречаете меня или когда я встречаю вас. Каждому казахстанцу хочу пожелать накануне 2026 года крепкого здоровья, и побольше позитива.
Каждый из нас – мы сами строим свою жизнь, мы продолжаем строить нашу страну.
Для меня пример работы Главы нашего государства, безусловно, впечатляет. Думаю, сейчас нам нужно всем объединиться вокруг Главы нашего государства, если каждый на своем месте будет качественно выполнять свою работу, отдавать себе отчет в том, что он делает – думаю, у нашей страны очень большое будущее.
Каждой семье хочу пожелать светлого будущего, хорошего и успешного Нового года, пусть дети нас радуют. Здоровье наше крепчает – наше здоровье в наших руках.
Фото: © Bestnews.kz, @akmaralalnazarova, пресс-служба Минздрава РК
Читайте новости по меткам:
горячие новости 587 Барыс 343 Президент Казахстана 280 Город Астана 155 погода 152 зимняя Азиада-2025 125 хоккей 120 новости министерств 115 доллар 96 праздники 81 Алматы 80 футбол 78 дети 68 даты 67 Эксклюзив 65 налоги 60 громкие дела 57 Авиакатастрофа в Актау 56 пожары 56 армия 55 ДТП 53 НДС 51 Минздрав 46 соседи Казахстана 44 акимы 42 АЭС в РК 41 дороги 40 школы 40 МВД 39 Фото 38
но с некоторыми ее позициями не согласен. цены на лекарства нельзя повышать