В адрес редакции Bestnews.kz поступило письмо. Судя по содержанию, автором является школьный педагог. Он или она не указал своего города, в каком классе работает, и какой предмет преподаёт. Зато учитель подробно рассказывает о своей работе после перехода на дистанционное обучение с началом IV четверти. Bestnews.kz публикует рассказ с незначительными сокращениями и с сохранением орфографии.
«Завтра - 25 мая. Хочется выдохнуть и воскликнуть: «наконец-то!» Закончилась самая необычная и многострадальная учебная четверть за всю мою, да и не только мою, педагогическую работу. Теперь можно оглянуться назад и поразмышлять - что это было?! Сразу сделаю оговорку: не хочу говорить о плюсах и минусах. Разумнее сделать акцент на сложностях и их преодолении. Взгляд и мысли частного лица, без претензий на обобщение ко всем участникам данного действия.
Самым сложным для меня лично во время дистанционного формата стало Время. Вернее, его катастрофическая нехватка, с одной стороны, и желание из 24 часов иметь хотя бы 25 в сутках, лишний часок на отдых/сон. Потому как у ноутбука с телефоном в руках пришлось проводить практически по 16-18 часов. Это ненормально!!!
Большой трудностью стало донести ограничение рабочего времени до родителей и учащихся. Многими дистанционный формат воспринялся в буквальном смысле «когда хочу, тогда и ...» SMS с различными вопросами, а порой и требованиями поступали не только днём или вечером, но даже и ночью. И НИ ОДНО НЕЛЬЗЯ было оставить без внимания! Я понимаю, что это отражение уровня культурного воспитания отдельных участников образовательного процесса, но как же было много сообщений! После 22.00 ты был вынужден что-то разъяснять/объяснять/комментировать, ибо игнорировать обращения тоже было неправильным.
Не менее двух часов в день занимала работа в «Кунделик» и его заполнение: каждую проверенную работу и формативное оценивание в виде комментариев нужно было донести до каждого ученика.
В конце четверти стало выясняться, что некоторые родители и учащиеся вообще в него не заглядывали. Хотелось плакать: во имя чего нами убивалось столько драгоценного времени?!
Самым простым оказалось приятие неотвратимости перехода на дистанционный формат образовательного процесса, наблюдая сложившуюся ситуацию в мире и стране, ещё до того, как решение об этом было принято. Именно поэтому мобильная концентрация позволила уже во время весенних каникул провести максимально возможную подготовительную работу. Была переосмыслена учебная программа и образовательные цели обучения, подобраны и сформированы учебные задания, точечно направленные на освоение учебных концептов, пересмотрена структура учебного занятия, что позволило выбрать наиболее качественную. В срочном порядке осваивались, прежде не используемые в практике, информационные технологии и образовательные платформы, опять же встал вопрос о выборе наиболее оптимальных вариантов. Здесь можно сказать спасибо МОН (Министерстве образования и науки РК – ред.), где предоставили педагогам самим определять удобную для работы платформу. На этом, пожалуй, все «спасибо» можно закончить.
Без коллизий не обошлось. Низкие возможности нашего Интернета и отсутствие технических возможностей у значительной части участников образовательного процесса не позволили полномасштабно воспользоваться платформой для видеоконференций Zoom, что стало понятно уже в ходе проведения пробного учебного дня. Не у каждого педагога имеются и возможности даже для элементарного озвучивания презентационного материала, чтобы демонстрировать его на занятиях. Спасением стали всевозможные видео-ресурсы в Сети, горы которых пришлось перелопатить для отбора наиболее эффективных и подходящих в качестве ресурсов для учебных занятий.
Кто-то возразит: «Ведь ещё были телеуроки!» Да, были. Но, на мой взгляд, они стали самым бесполезным моментом. Не в обиду педагогам-коллегам, непосредственным участникам телеуроков, во-первых, часто страдала качественная сторона подаваемого материала.
Ограниченная в рамках 15-ти минут подача материала, даже замедленная речь учителя/диктора не помогала - большинство учащихся не успевало ни запомнить, ни осознать подаваемый материал, не говоря о том, что за 1-2 мин предлагалось выполнить предложенное учащимся задание. К чему, если тут же демонстрировался верный ответ со словами «надеюсь/уверен/я рад, что вы тоже выполнили правильно?» Выглядело смешно. Поэтому уже после 1-2 недели эти уроки смотрели не все учащиеся. Это не только личное впечатление, это отзывы учеников и родителей. Время, уделённое коллегами на создание уроков, колоссальные государственные деньги оказались потраченными почти впустую. Печально.
В целом, можно с уверенностью сказать, что дистанционный формат уровень ИКТ-компетентности педагогов поднял значительно, недостаточность можно отнести к основным минусам, большинство далее, чем WhatsApp, ранее не осваивало.
Причём, надо заметить, «странным образом», мы, учителя, обошлись без продолжительных и дорогостоящих (часто!) обучающих курсов ЦПМ и "Өрлеу." В основном, благодаря личной заинтересованности, поиску необходимой разъяснительной информации - респект YouTube и сетевому сообществу коллег, Интернет-технологии осваивались за несколько часов. И сегодня уже чувствуешь себя гораздо более уверенным и продвинутым в этом вопросе.
При формировании заданий помогли Google-формы, что облегчало проверку выполненных работ и позволило сохранить без проблем результаты каждого ученика. А это, как оказалось, в процессе четверти, ой как необходимо. В основном, для доказательства обоснования оценивания работ.
Списывание? А куда ж без него... Конечно, присутствовало. Как боролись? По-разному. Приходилось возвращать задания на повторное выполнение, с указание сайта, откуда взята в ответе информация - поверьте, находить это было минутным делом, и комментарием, например, что личная позиция по определённому вопросу не изложена в интернете, а формируется у каждого человека определённая. И когда удавалось в этом убедить хотя бы 10 учеников из 100, готов был плясать от радости - маленькая, но победа!
Каждый рабочий день во время карантина начинался с мысли: «Сколько учащихся «посетят» виртуальный урок? Это стало ещё одним затруднением, потому как многие воспринимали дистанционный формат «лишь бы выполнить выданные задания». И поэтому плодотворной концентрированной работы «во время урока» (при определённом заранее расписании) не получалось. А это значит, затруднялся и эффективный диалог «ученики-учитель-ученики», процесс обсуждения отдельных затруднительных моментов.
Труднее всего пришлось предметникам гуманитарного направления. Здесь не дашь образец примера или фиксированную формулу. Уровень целей обучения уже в 6-м классе выходит на анализ учебного материала, а это обсуждение, размышление, определение личной позиции. В сухом виде при помощи WhatsApp раскрыть данный контекст крайне непросто.
Техническое обеспечение, вернее, в большинстве своём необеспечение не только у учащихся, но даже и у учителей - это самый серьёзный отрицательный фактор, который с первого же дня дистанционного формата обнаружил свои недостатки и сказался на качестве процесса обучения. Это ТОТ вопрос, который в срочном порядке необходимо решать государству, ведь, что и скрывать, впереди маячит начало нового учебного года, которое, возможно, придётся начинать в дистанционном режиме.
Но самым большим минусом, сложностью, печальной - как кому больше понравится, стали родители. Именно они, как ни парадоксально, стоят во главе угла образовательного процесса в сегодняшнем времени. Именно родители создавали большинство трудностей в работе, мешая своим детям, лишая их возможности приобретения и формирования необходимых навыков - в этом «дистанционка» дала очень хороший новый, неиспробованный ранее шанс: «Я не понимаю/не могу разобраться» и т.д. звучало чаще от родителей. И снова.... именно родители "ЗНАЛИ, КАК НАДО и КАК НЕОБХОДИМО" было учить детей. Хотелось возразить: «Ну, так вперёд, в чём дело? Вот оно, ваше чадо перед вами, покажите, КАК НАДО УЧИТЬСЯ!» Признаюсь, с этой колокольни переход на дистанционный формат ожидался с робкой надеждой: «Посмотрите! Узнайте! Убедитесь! КАК ОБУЧАТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА!» Сейчас остаётся признать - не до всех «дошло».
Но хочется верить, что появившиеся в Интернете видеообращения и слова благодарности Учителям от души и искренние!»
Иллюстрации: "Современное обозревание", Азаттық рухы, Областная газета
Читайте новости по меткам:
горячие новости 393 Барыс 339 Город Астана 218 Президент Казахстана 200 Алматы 164 Олимпиада-2024 155 Куандык Бишимбаев 136 паводки 135 новости министерств 128 погода 94 происшествия 76 дети 72 футбол 72 хоккей 66 пожары 62 школы 60 праздники 59 бокс 54 доллар 53 МВД 52 дороги 51 Олжас Бектенов 48 КХЛ 47 авиация 44 нефть 43 армия 42 налоги 41 соседи Казахстана 38 Россия 37 Авиакатастрофа в Актау 36