Как заменят «упрощенку» для ИП в новом Налоговом кодексе Казахстана
Ставка налога на прибыль возрастет
В проекте закона с поправками к Налоговому кодексу РК предложено изменить не только ставку НДС и понизить порог для его уплаты. В Правительстве предлагают значительно оптимизировать специальные налоговые режимы. В эксклюзивном для редакции информагентства Bestnews.kz интервью председатель Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Татьяна Савельева ответила на волнующие всех индивидуальных предпринимателей вопросы.
- Татьяна Михайловна, в проекте нового Налогового кодекса предложено отменять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2026 года. Многие ИП, работающие по «упрощенке» волнуются – а что в законопроекте предлагается взамен?
- Страхи излишни. Сама форма (налоговой отчетности – ред) – как специальный налоговый режим сохраняется, причем достаточно с хорошими параметрами. Если первоначально велось обсуждение о снижении предела по доходу, то сейчас размер остается прежним - 600 МРП или почти 2,4 млрд. тенге в 2025 году. Многим малым предпринимателям это позволит и дальше продолжать работать в этом режиме.
Единственное, что в проекте Кодекса меняется принципиально – специальный налоговый режим могут использовать только те предприниматели, которые непосредственно работают с физическими лицами – B2C. Все предприниматели, которые работают с другими предпринимателями, с бизнесом - должны будут перейти на общеустановленный режим.
- Есть подсчеты, какое количество ИП должны будут перейти на общеустановленный режим?
- Примерный расчет у разработчиков есть, это порядка 300 тысяч предпринимателей.
- Уточнение: те предприниматели, которые используют «упрощенку», они также смогут подавать формы налоговой отчетности каждые полгода, с уплатой трех процентов от общего дохода? Данные параметры сохраняются в новом Налоговом кодексе?
- Что у нас остается – возможность найма работников без ограничения их численности. Ранее по упрощенной декларации лимит составлял 30 человек, по розничному налогу – не было ограничений. Теперь по численности ограничений нет. ФОТ вычитается, если доход от реализации превышает 100 млн тенге в год. И ставка – 4 процента.
- То есть не три, как сейчас, а уже четыре процента?
- Четыре процента. Но при этом маслихатам предоставляется возможность принимать решения по снижению ставки на 50 процентов. То есть фактически до двух процентов.
- Периодичность налоговых отчетов для ИП сохраняется на уровне каждые полгода?
Да, налоговым и отчетным периодом для применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации остается полугодие.
- Если ИП работает сам на себя, у нет наемных работников, сам за себя выплачивает ежемесячные платежи в бюджет – он остается на «упрощенке»?
- Если не предоставляет услуг бизнесу, то на специальном налоговом режиме, конечно, в случае применения видов деятельности входящих в разрешительный перечень.
- Если ИП будет работать с другими ИП, заключать с ними контракты на оказание услуг – тогда такие предприниматели не смогут пользоваться специальным налоговым режимом?
- Совершенно верно.
- После обнародования Правительством контуров предлагаемой налоговой реформы многие ИП стали скептически и критически относиться к предложениям. Многие теперь открыто говорят, что дешевле и проще уйти в найм, нежели продолжать свои маленькие бизнесы. В качестве аргументов ИП приводят предложение о снижении порога по уплате НДС до 15 млн тенге, и если разбить эту сумму на 12 месяц6в, то ежемесячный доход при рентабельности 20 процентов составит 1,2 млн тенге. Чистый доход составит порядка 300 тысяч тенге – что на уровне средней зарплаты в Казахстане. Пропадает смысл работать на себя, выгодней стать, например, офисным работником с меньшими затратами получать те же деньги.
- Отмечу, что снижение порога – тема еще обсуждаемая. И четкой позиции у депутатов не выработано. Правительство также колеблется в данном вопросе. Важно подтверждение того, каким будет результат и как это повлияет на предпринимателей, которые перейдут из СНР на общеустановленный режим. Не будет ли это слишком тяжело для предпринимателей? Поэтому сейчас мы ещё обсуждаем данную норму. В Министерстве национальной экономики, а также в Министерстве финансов по нашей просьбе готовят необходимые расчеты. Параллельно свои альтернативные расчеты предоставит и НПП «Атамекен». Мы провели заседание «круглого стола» в минувший четверг, где представители НПП сообщили о наличии данных расчетов. Думаю, что в ближайшее время на заседании нашего Комитета мы заслушаем данную информацию. Эта тема обсуждаемая. Но здесь следует понимать цели, которые преследует Правительство, предлагая снизить порог для постановки порога по НДС. А цель провести налоговую реформу, при которой НДС будет работать как косвенный налог (каким он и должен быть), а не как налог с оборота. Риски по не достижению этой цели остаются, о чем также высказывался «Атамекена».
Что ожидает Правительство, когда в результате реформы большинство предпринимателей встанут на учет по НДС? Учитывая, что возможность принятия в зачет сумм НДС от своих партнеров значительно расширится, налоговая нагрузка в результате не будет такой критичной. Соответственно и значительного роста цен не должно быть. Это ключевые аргументы Правительства. Однако они требуют подтверждения, оценки всех плюсов и минусов.
- В проекте Налогового кодекса также предлагается значительное сокращение так называемых ОКЭдов для плательщиков розничного налога.
- Нужно тогда вспомнить – для чего это всё вводилось. Изначально розничный налог вводился для общепита. Далее, за очень короткий период число видов деятельности - ОКЭДов, подпадающих под специальный налоговый режим, выросло до 400. Это дестимуляция на самом деле. Если в период пандемии данная поддержка для МСБ была необходима, то сейчас нужно подходить более избирательно. Это необходимо и для того, чтобы опять же крупный бизнес не мог использовать данный механизм как лазейку для оптимизации своих налоговых расходов.
Пока только обсуждается перечень видов деятельности, который будет утверждаться на уровне Правительства – и сокращение может быть до 40 ОКЭД.
- Какие виды ОКЭД предлагают оставить в Правительстве?
- Например, розничную торговлю продуктами питания и напитками вне специализированных магазинов, прочую розничную торговлю, розничную торговлю фруктами, овощами, домашней птицей, рыбой, хлебобулочными изделиями, напитками, текстильными изделиями, мебелью, музыкальными инструментами, книгами и так далее. Пока это 40 видов ОКЭД, предлагаемых в Правительстве после сокращения.
- В случае принятия законопроекта предпринимателям придется вести двойную бухгалтерию, показывая в налоговых отчетах не только доходы, но и расходы. При этом предприниматели опасаются – что толковых бухгалтеров на всех не хватит, и кроме этого, начнется бумажная волокита, от которой мы так долго отходили.
- Необходимость найма бухгалтеров – это дополнительная нагрузка на предпринимателей. Звучит вопрос - где столько бухгалтеров взять? Депутатами ставится вопрос о необходимости проработки этого вопроса. В свою очередь, Минфин уверяет, что помощь предпринимателям будет оказана посредством информационных систем. Но пока мы не увидели каким образом все это будет работать.
- Но предпринимателям действительно нужно будет показывать и расходы?
-При применении общеустановленного режима необходимо показывать свои расходы.
- Давайте вернемся к теме уведомлений о камеральном контроле, которые получили селебрити, блогеры, инфлюенсеры. Список таких налогоплательщиков в Сети был назван вами недостоверным, однако некоторые блогеры в действительности всё же получили уведомления. Сколько же в итоге таких налогоплательщиков получили уведомления от налоговых органов?
- У нас такой информации нет. Это закрытая информация, Комитет госдоходов Министерства финансов отправляет такие уведомления персонально, и такой список не подлежит «гулянию» в Сети или его афишированию где бы то ни было. Однозначно, если блогеры, инфлюенсеры получили определенные доходы – они обязаны выплатить соответствующие налоги.
- Это еще вызвало и волну саркастических мемов. Например, блогеры показывают, как ужинают в ресторане и когда им говорят, что с ужина по бартеру тоже надо уплатить налог, то блогеры цепляют на вилку кусочек еды и предлагают его как налог.
- Наверное, где-то есть перекосы. Но это такие ключевые показатели в обществе, как сигнальные лампочки. К ним нужно относиться внимательно. Правительство должно относиться к этому внимательно. Депутаты, также стараются быть в потоке и понимать, чем недовольно общество, где это объективно, а где субъективно. По инфлюенсерам наши депутаты выступили с обращениями в адрес Правительства. Думаю, данная тема будет ещё обсуждаться.
- Лично к вам блогеры и инфлюенсеры обращались за консультациями и разъяснениями?
- Нет, ко мне никто не обращался.
- Когда законопроект с поправками по повышению ставки НДС, снижению порога для его уплаты и оптимизации специальных налоговых режимов может быть вынесен на пленарное обсуждение в первом чтении?
- Конечно, перед нами стоит задача не затягивать процесс обсуждения. Но при этом проработать всё качественно. Рассмотрение в двух чтениях планируется провести в марте-апреле с учетом. Времени не так много. Уже много поправок предложено депутатами и отправлено в Правительство на заключение.
- Сколько поправок внесено?
- Порядка 250 – причем они не связаны с новыми предложениями Правительства по НДС. Мы ожидаем новый блок поправок, который будет связан именно с новыми предложениями по НДС, порогу его уплаты и так далее. Включая и по налоговым льготам.
- Март-апрель – это время на проведение первого чтения?
- Первое чтение планируется до конца марта т.г.
- Это будет без постатейного обсуждения.
- Это будет концептуальное обсуждение законопроекта. Далее между первым и вторым чтением дорабатываются поправки с учетом заключения Правительства. Эту работу мы планируем завершить до конца апреля.
- Внутри самого Комитета есть поправки к предложениям Правительства по налоговой реформе?
- Конечно, у нас много поправок. С учетом того, что в нашем Комитете представлены депутаты в том числе из бизнеса, мы провели уже не одно обсуждение. Например, депутат Жубанов А.О. предложил перейти на налог с оборота для всех сфер. Мы приглашаем для обсуждения уполномоченные органы, Атамекен.
- Говорят, каждое заседание напоминает жаркую битву.
- Это нормально, каждый отстаивает свою точку зрения. Поступают самые разные предложения, которые обсуждаются и в Комитете, и на рабочих группах. Думаю, в итоге мы все придем к единому мнению.
- Ваш прогноз - как проголосуют депутаты Мажилиса на пленарном заседании по законопроекту? Поддержат ли предложения повысить ставку НДС6 понизить порог и оптимизировать специальные налоговые режимы?
- Сейчас мне сложно говорить – поскольку новые нормы обсуждались еще недостаточно.
По итогам круглого стола я была вынуждена отметить, что Правительство не убедило депутатов в абсолютной правильности своих подходов и необходимо продолжить работу.
- Кто победит?
- Здесь не может быть персональных победителей. Глава государства поручил соблюсти интересы всех сторон. Мы должны учитывать и необходимость пополнения бюджета, и необходимость обеспечения бизнеса нормальной базой, чтобы он мог дальше работать и развиваться. А когда бизнес развивается – это тоже дополнительные доходы в бюджет. И, конечно, мы должны учитывать необходимость сохранения социальных обязательств перед гражданами. Три задачи стоят – их нужно совместить и найти общий компромиссный вариант решения. В итоге выиграют все.
Читайте новости по меткам:
горячие новости 376 Барыс 354 Город Астана 205 Президент Казахстана 203 Олимпиада-2024 148 Куандык Бишимбаев 135 паводки 134 зимняя Азиада-2025 126 Алматы 121 хоккей 114 погода 98 новости министерств 90 дети 82 футбол 76 происшествия 68 доллар 68 праздники 62 Авиакатастрофа в Актау 54 бокс 53 школы 53 дороги 50 пожары 49 Эксклюзив 48 МВД 47 КХЛ 43 налоги 41 нефть 40 Россия 39 Шымкент 39 армия 37