Предлагаемое Правительством РК снижение порога по НДС до 15 млн тенге неминуемо вызовет споры при обсуждении законопроекта. Комментируя внесенную норму к Налоговому кодексу, председатель Демократической политической партии «Ак жол», депутат Мажилиса Азат Перуашев привел свои аргументы и назвал вероятные последствия в случае снижения порога по НДС.
- Азат Турлыбекович, на прошлой неделе на рассмотрение Мажилиса поступили эти самые резонансные поправки – с предложениями повысить ставку НДС до 16 процентов и понижением порога до 15 млн тенге. По каким сферам ударит повышенная ставка НДС?
- Ударит по населению, понятно, что НДС – это косвенный налог, он «ложится» в себестоимость товаров и услуг, поэтому произойдет удорожание. Но об этом и в правительстве, и вице-премьер Серик Жумангарин открыто говорят – да, это повлияет на рост цен, окажет и дополнительное инфляционное воздействие. Но они оценивают в 3-4 процента, наверное, у них соответствующие расчеты есть. Однако нужно различать инфляцию и инфляцию. Есть инфляция официальная, которая высчитывается, с учетом цен на промышленную продукцию. И есть инфляция, которая касается и потребительских цен, то, что бьет по населению – продукты питания, одежда, обувь, лекарственные препараты, тарифы на коммунальные услуги. Боюсь, что здесь влияние этих решений будет более высоким.
В правительстве отмечают, что дефицит бюджета составляет порядка 5 трлн тенге и задача новой ставки - закрыть дефицит бюджета.
- Новая ставка НДС закроет дефицит бюджета?
- Это второй вопрос. Поскольку НДС – это косвенный налог, влияющий напрямую на себестоимость товаров, то при определении ставки необходимо исходить из рентабельности данной отрасли. Если скажем, ставятся те же 16 процентов, например, для мебельной отрасли, а в этой сфере в странах ОЭСР ставка НДС не должна превышать половины рентабельности. Если рентабельность в мебельной промышленности 15-20 процентов, то ставка НДС не может быть выше 7-8 процентов. Чтобы оставалась прибыль, чтобы у предпринимателя оставался интерес, чтобы он мог заниматься своим делом.
Если ставка будет пожирать весь его доход – то какой смысл ему вести бизнес? Это будет демотивировать предпринимателей заниматься этим делом. Мы тогда переведем всех людей на соцпособия. Такой задачи, наверное, нет.
Поэтому помимо расчетов, которые касаются покрытия дефицита бюджета, должны быть расчеты, показавшие бы, что экономика, и в первую очередь, население потянут новую ставку НДС. Таких расчетов я пока не видел. Хорошо, что правительство согласилось вводить дифференцированные ставки по поручению Президента – но какие? На «сельхозку» - ноль, замечательно. А для промежуточной ставки, как они сказали, 10 процентов – по-моему, в сфере продуктов питания и медикаментов.
Далее. Понижение порога для уплаты НДС – очень спорное. Причем там заложено противоречие. Правительство заявляет, что оставляет розничный налог – это 8, 4, 2 процента для розницы и параллельно запускает НДС.
Это приведет к тому, что малому бизнесу придется вести раздельную бухгалтерию – одну бухгалтерию для потребителей, для населения, физлиц, вторую бухгалтерию – для юрлиц. Это усиление бюрократии. У нас и так предприниматели задавлены всевозможными отчетами, контролем.
Глава государства поручал сделать налоги понятными и простыми в рамках разработки нового налогового кодекса. Данный подход точно не делает налоги простыми. Он усложняет налогообложение. Поэтому мы считаем, что помимо сохранения розничного налога – нужно вводить еще и патентное налогообложение.
В прежнем Налоговом кодексе было понятие патентное налогообложение, но при этом получивший патент налогоплательщик не имел права нанимать работников, годовой оборот не должен был превышать 12 млн тенге, как сейчас и предлагается в рамках снижения НДС.
Давайте посчитаем, что такое 15 млн тенге. Это в месяц 1 млн 200 тыс тенге при средней рентабельности МСБ 15-20 процентов. При ежемесячном обороте 1 млн 200 тыс его чистый доход получается порядка 300 тыс тенге, или примерно более-менее на уровне средней зарплаты по стране.
То есть получается, этот «бизнесмен» - не олигарх, не владелец виллы за рубежом или личного самолета, он получит доход на уровне средней заработной платы. Например, если средний работник пришел на работу в 8.00, ушел в 17.00, то бизнесмен работает круглосуточно.
Второй момент: малый бизнес – всегда семейный. Даже если это просто сапожная мастерская, то сын сапожника допустим, шнурки плетет, дочка прибирается в будке. Если это парикмахерская – жена делает стрижки, муж что-то ремонтирует. Или магазинчик – он и кассир, и грузчик, и товаровед. То есть малый бизнес – это всегда семейное предприятие. Поэтому расчеты нужны не на одного работающего человека, а еще с учетом трех-четырех человек, которые помогают ему. И те же самые 300 тысяч тенге чистой прибыли делите на этих самых трех-четырех человек, задействованных в любой сфере МСБ. Тогда выходит, что чистая прибыль на трех-четырех человек получается 100 тысяч, а то и 60 тысяч тенге. А 60 тысяч тенге - это уже меньше минимальной заработной платы, которая вообще не должна облагаться даже ИПН. В таком случае, если мы хотим создать справедливое налогообложение, то нужно уровень средней заработной платы увеличивать на три или желательно, на пять человек.
То есть, по-хорошему, не 15 млн тенге, а 45 или 75 млн тенге должен быть оборот, чтобы люди, занятые в этом бизнесе, получали доход на уровне официальной средней заработной платы.
Иначе получается, что это не предприниматель, а люди, которые с трудом выживают. Думаю, такой подход будет несправедливым к тем, кто сутками не спит, работает, а мог бы работать на заводе или в офисе. Если помните, многие казахстанцы пришли в бизнес от безысходности, когда многие предприятия закрывались, когда была безработица. Занимали там 200-300 долларов, ехали так называемыми «челноками» в Турцию или Китай, привозили ширпотреб, одежду, потихоньку становились на ноги, сейчас выходят на более-менее стабильность. Сейчас эту стабильность мы подвергаем риску.
Да, платить налоги – это конституционная обязанность каждого налогоплательщика, налоги платят все. Никто не спорит с тем, что налоги платить надо. Какие именно налоги – мы будет это активно обсуждать. Мы в партии «Ак жол» считаем – что ставка НДС должна быть 12 процентов. В правительстве предлагают поднять НДС до 16 процентов. Мы предлагаем расчет, исходя из интересов регулирования экономики – в Правительстве исходят из интересов фискальной роли налогов. Но при этом налоги должны быть справедливыми.
По размеру нижнего порога будут наиболее болезненные споры, поскольку снижение порога не должно приводить к получению предпринимателями дохода ниже минимальной заработной платы.
Это уже не бизнес, тогда у него теряется смысл заниматься бизнесом. Большие споры впереди. Предыдущая дискуссия показала, что прежде всего, Глава государства, а потом и Правительство способны услышать, тот есть это точно не дорога с односторонним движением.
- Сколько времени может занять обсуждение законопроекта и с какого периода может быть установлена повышенная ставка НДС?
- Надеюсь, что насчет предлагаемого повышения ставки до 16 процентов мы еще поговорим и поспорим. Вся работа только начинается, у нас есть другое предложение. Хотя мы и парламентское меньшинство – уверен, у нас есть возможность поспорить на данную тему. Как говорилось в докладе Венецианской Комиссии (официально Европейская комиссия за демократию через право - ред) – решение принимает большинство, но голос меньшинства должен быть услышан.
У нас есть право быть услышанными.
И мы видим, что такие сигналы общества они воспринимаются и Президентом, и Правительством.
Теперь о сроках – Главой государства было поручено принять новый Налоговый кодекс до конца года, с вступлением в силу с 2026 года. С учетом требований самого Налогового кодекса – все необходимые изменения должны приниматься не позднее 1 июля. Это для того, чтобы у бизнеса было полгода на подготовку к изменениям в экономике.
Обсуждение проекта Налогового кодекса ведется еще с прошлой осени, остались самые резонансные нормы – о повышении ставки НДС и снижение порога для его уплаты. Думаю, у нас примерно месяца два на споры. Далее наступит очередь Сената для рассмотрения, по закону, на это отводится не менее месяца. С тем, чтобы до 1 июля законопроект был не только рассмотрен, но и подписан Главой государства. Соответственно, мы должны выдать законопроект в Сенат не позднее апреля, чтобы в мае законопроект успел рассмотреть в Сенат и в июне документ должен уйти на подпись к Президенту.
- Может ли повышение ставки НДС привести к закрытию производства и бизнеса?
Ответ на данный вопрос смотрите на видео.
Читайте новости по меткам:
горячие новости 376 Барыс 354 Город Астана 205 Президент Казахстана 203 Олимпиада-2024 148 Куандык Бишимбаев 135 паводки 134 зимняя Азиада-2025 126 Алматы 121 хоккей 114 погода 98 новости министерств 90 дети 82 футбол 76 происшествия 68 доллар 68 праздники 62 Авиакатастрофа в Актау 54 бокс 53 школы 53 дороги 50 пожары 49 Эксклюзив 48 МВД 47 КХЛ 43 налоги 41 нефть 40 Россия 39 Шымкент 39 армия 37
- #
- КИрпич
-
- #
- Балтика09
-
- #
- Свича
-