Главный драйвер этого направления – казахоязычный контент
Цифровой контент – зонтичное понятие для широкого спектра digital-продуктов, способов их упаковки и каналов дистрибуции. Тексты, видео- и аудиоматериалы. Веб-сериалы, образовательные онлайн-платформы, сообщества брендов в социальных сетях и сообщества по интересам, сайты, реклама и вирусная реклама на YouTube. Технологические продукты, такие как финтех, гостех или сервисы доставки, почтовые сервисы и цифровые решения для бизнеса. И многое, многое другое. Все это цифровой контент.
Пандемия коронавируса дала мощный импульс к окончательной трансформации многих сфер жизни, не остался в стороне и цифровой контент, отмечается в исследовании ОФ "Центр прикладных исследований "Talap". Так, по информации агентства McKinsey, с начала 2020 года один только digital-маркетинг развивается в 30 раз быстрее, чем раньше: часть компаний мгновенно сориентировались и усовершенствовали свои цифровые инструменты, а некоторые попробовали интернет-маркетинг и торговлю впервые и активно наращивают темпы.
Здесь необходимо отметить, что важнейшим условием роста рынка цифрового контента является развитие инфраструктуры. Одним из факторов её развития является эволюция терминалов для потребления контента. Наряду с появлением новых технологических решений растет количество таких устройств и параллельно снижается их стоимость для потребителей. Другой ключевой фактор – экономическая мотивация. Чтобы люди хотели развивать цифровой контент, создавая новые продукты, должна быть создана правильная среда. В Казахстане с этим проблема.
Основные проблемы отрасли
Ключевым препятствием для развития казахстанского цифрового контента можно назвать проблему языка. Создавая IT-продукт на русском, отечественные разработчики вступают в конкурентную среду, где работают более развитые в технологическом смысле коллеги со всего СНГ. Это снижает конкурентные преимущества. Для того, чтобы выйти из этой ситуации, необходимо создавать локальный контент на государственном языке. В текущих условиях утверждение о том, что спроса на качественный IT-продукт внутри страны на казахском языке не будет работает как самосбывающееся пророчество. Продукт, за некоторыми исключениями, которые скорее подтверждают правила, не появляется и поэтому невозможно измерить спрос на него, потребности аудитории закрывает импорт.
Из-за низкой производительности казахстанского рынка цифрового контента, страдает и его дистрибуция, то есть способы распространения. Так, YouTube сократил штат модераторов казахоязычного контента и он практически не попадает в “Рекомендованное” (а за то, что попадает подчас стыдно). Плюс отключена монетизация контента на казахском языке.
Исходя из соображения, что “никому это ненужно”, которое объективно не соответствует действительности, мы не производим адаптированный контент. Нет хорошего дубляжа популярных шоу, научно-исследовательских и научно-популярных программ, например, из репертуара Discovery, нет дубляжа фильмов (золотая коллекция кинематографа, переведенная на казахский с профессиональной озвучкой имела бы и важную просветительскую миссию). Ситуацию спасают большие проекты, которые хорошо поняли, что цифровой развлекательный контент на казахском - золотая жила.
В качестве примера грамотного подхода можно привести AiTube (национальный видеохостинг, насчитывающий уже 3 млн пользователей) и другую деятельность Salem Social Media, компании, которая не первый год демонстрирует, что спрос на казахстанских цифровой развлекательный контент есть (его только нужно уметь удовлетворять). Это и веб-сериалы, и качественные развлекательные шоу.
Однако все интересные IT-проекты, в рамках которых создается казахстанский цифровой контент, работают скорее вопреки, чем благодаря. И дело не только в среде или в экономических условиях, уверена Елена Капранчик, руководитель цифрового центра издательства «Алматыкітап баспасы».
“Пример хорошего казахстанского продукта есть” – сказала Елена, выступая на круглом столе Talap.Talks. “Издательство «Алматыкітап баспасы», будучи одним из старейших издательств в Казахстане, вошло на IT-рынок не как обычные компании, которые решают сначала создать платформу, сначала создать сложный функционал и привлечь пользователей, и только потом генерировать контент. Мы пошли от обратного. Контент – это главное. И контент у нас уже был. Да, трансформация издательской отрасли без LMS-платформу невозможна. Но технология не работает сама по себе. Технология обслуживает идею”.
Еще одна проблема актуальна, пожалуй, для всех отраслей экономики и всех рынков. Причем не только на постсоветском пространстве. Речь идет о нехватке квалифицированных кадров. Система классического образования отстает от других социальных сфер не только по уровню цифровизации, но и по качеству и актуальности научных материалов и методов. К сожалению, во всяком случае, пока – это факт. Выход здесь – создавать собственную школу, растить специалистов, а значит и повышать экспертизу рынка.
Именно так поступили в Salem Social Media. “Специалистов надо растить, своих специалистов” - сказал Рустам Юсупов, генеральный директор Salem Social Media. “Мы делаем внутри компании площадки для молодых специалистов. Им нужно давать возможность. Иначе кадровый голод казахстанской IT-отрасли не утолить”.
Иллюстрация: ia-centr.ru
Читайте новости по меткам:
горячие новости 393 Барыс 339 Город Астана 219 Президент Казахстана 200 Алматы 164 Олимпиада-2024 155 Куандык Бишимбаев 136 паводки 135 новости министерств 128 погода 94 происшествия 76 дети 72 футбол 72 хоккей 66 пожары 62 школы 60 праздники 59 бокс 54 доллар 53 МВД 52 дороги 51 Олжас Бектенов 48 КХЛ 47 авиация 44 нефть 43 армия 42 налоги 41 соседи Казахстана 38 Россия 37 Авиакатастрофа в Актау 36