В Министерстве энергетики РК не исключают возможность введения запрета на перевод автомобилей на сжиженный нефтяной газ. Об этом министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев сообщил в интервью для редакции ИА Bestnews.kz.
- Алмасадам Майданович, как возникли проблемы с обеспечением регионов Казахстана сжиженным нефтяным газом? Ежедневно мы слышим о разных причинах, не радующих своими масштабами.
- Сжиженный нефтяной газ – это побочный продукт переработки нефти. И эта фракция, которая богата бутаном, этиле, пропаном. И как правило, сжиженный нефтяной газ не используется в качестве моторного топлива, это сырье для нефтегазохимической промышленности. Его производство как правило ограничено, он просто является сопутствующим. В этой связи цена – в силу госрегулирования на сжиженный нефтяной газ является достаточно низкой в сравнении с бензинами, в частности, Аи-92, дизельным топливом. Это послужило триггером к массовому переводу автомобилей на данный вид моторного топлива.
Более того, появились полукустарные способы, автомобили переводят на газ в кредит, и мы многократно, я как представитель Минэнерго, заявлял – данный ресурс в РК ограничен. Его недостаточно для существенного роста потребления, мы предупреждали и не рекомендовали переводить транспорт на данный вид моторного топлива.
За 9 месяцев т.г. мы наблюдаем более чем на 25-ный рост потребления потребления сжиженного нефтяного газа.
- Автогаз всегда был дешевле бензина и экологичней.
- Нет, вопрос там гораздо более в части использования, там есть еще компримированный газ. Мы говорим именно про сжиженный нефтяной газ именно для газохимической промышленности. Для покрытия дефицита министерство предпримет ряд экстренных мер, порядка 66 процентов компания ТШО направит свои объемы на внутренний рынок. 10 тыс тонн объемов ежемесячно мы забрали у КазМунайГаза и тоже развернули на внутренний рынок.
Эти ресурсы ограничены, практически на данный момент мы исчерпали возможность покрытия (дефицита – ред) на внутреннем рынке. Сейчас пока мы балансируем на уровне производства и потребления сжиженного нефтяного газа.
И в целом если один из НПЗ становится на ремонт – понятно, что перераспределяются объемы по стране, и приходится управлять этой ситуацией в ручном режиме. То, что и случилось в Астане. В Астану плановый объем, который изначально планировался по индикативному балансу – доставлен. Но за счет неуправляемого роста потребления возникли вопросы, связанные с очередями. Тем не менее, все кто хотел заправиться – они заправились. То есть необходимый объем был доставлен, теперь мы работаем над тем, чтобы после запуска Атырауского НПЗ чтобы полностью снять проблему.
- С этим разобрались. Вы рекомендовали казахстанцам не переводить автомобили на автогаз. Получается, государство может одним махом нивелировать целую отрасль и лишить казахстанцев права выбора топлива для своих автомобилей?
- На самом деле речь не идет об отрасли, речь идет об использовании сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива. Они (автовладельцы – ред) могут использовать комплемированный газ, объемы для потребления на внутреннем рынке останутся. Мы говорим о массовом переводе (авто – ред), в любом случае мы должны исходить из возможностей поставки данного продукта на внутренний рынок.
В случае резкого роста нам придется импортировать, который уже будет по импортным ценам, и там уже цена будет совсем другая. Я не говорю о запрете, вопрос о запрете перевода будет рассматриваться на уровне правительства. Мы как министерство, безусловно, будем его инициировать. Но в данном случае я говорю о наших рекомендациях, мы не рекомендуем на данном этапе переводить автомобилистам свои автомобили на данный вид моторного топлива в связи с тем, что его недостаточно в стране, возможен дефицит с поставками. И во-вторых, неизбежен рост цен на данный вид топлива.
- Нелепо всё звучит для такой нефтяной державы, как наша. Если бы в Казахстане не было месторождений нефти и газа – тогда логика была бы понятной.
- Мы планируем рост мощностей, планируется масштабная программа модернизации НПЗ. У нас в Атырау в 2025-2026 годах планируется поэтапно увеличить выпуск нефтепродуктов, по Павлодарскому НПЗ в 2027 году планируется завершение программы модернизации, в два раза планируем увеличить мощность Шымкентского нефтехимического завода на 6 млн тонн, что в целом позволит увеличить внутреннюю нефтепереработку с 13,4 млн до 18 млн тонн. Мы не говорим, что у нас недостаточно продуктов, мы говорим о том, что темпы роста перевода автомобилей они превышают возможности производства на текущий период.
Это побочный продукт, это не основной продукт нефтепереработки. Именно потому, что эта тема может привести к гораздо большим проблемам – бесконтрольный перевод автомобилей может послужить к возникновению существенного, непокрываемого дефицита на рынке.
Сейчас мы вынуждены говорить и как министерство брать на себя ответственность и абсолютно открыто нашему обществу, потребителям и автолюбителям говорить – что с этим видом топлива государство уже испытывает серьёзные проблемы.
И эта проблемы в краткосрочный период не решится.
- Что делать с уже растущим недовольством казахстанцев?
- (С ходу) объяснять. Также государство имеет возможность применить нормы государственной поддержки социально-уязвимых слоев населения, через субсидии. Думаю, у правительства все равно будет сбалансированный подход в части применения тех или иных мер. То есть сейчас я говорю только об инициативе Министерства энергетики, которая будет обсуждаться на правительственном уровне.
- В автопарке Минэнерго была хоть одна машина на газтопливе?
- Нет, не была.
Читайте новости по меткам:
горячие новости 386 Барыс 332 Город Астана 219 Президент Казахстана 199 Алматы 165 Олимпиада-2024 155 Куандык Бишимбаев 137 паводки 135 новости министерств 130 погода 94 происшествия 76 дети 72 футбол 72 хоккей 66 пожары 62 школы 60 праздники 59 бокс 54 доллар 53 МВД 51 дороги 51 Олжас Бектенов 48 КХЛ 46 авиация 44 нефть 43 армия 42 налоги 41 соседи Казахстана 38 Россия 37 МЧС 35