На данный вопрос в эксклюзивном интервью для редакции Bestnews.kz ответил министр водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан Нуржан Нуржигитов. Помимо этого, в июне вступает в силу Водный кодекс - данный документ несет в себе значительные новшества для пользователей воды в нашей стране.
- Нуржан Молдиярович, вы стали первым министром, который провел реальный открытый урок для школьников на тему о водосбережении. К тому же в Казахстане был принят Водный кодекс, это основной документ, цель которого – регулирование водных отношений.
- Вы правильно отметили – принят основной документ, это Водный кодекс. Глава государства подписал закон 9 апреля. Водный кодекс ставит задачу – обеспечить водную безопасность Казахстана. То есть, несмотря на сокращение водных ресурсов, и тот дефицит воды, о котором говорят эксперты, мы должны обеспечить население и все секторы экономики водой. Это приоритетная задача.
И в Водном кодексе мы говорим о новой культуре водопотребления - начиная с каждого гражданина, который использует воду дома и заканчивая водопромышленным предприятиями и сельским хозяйством.
- Почему вы пошли именно в школу со столь серьезной темой?
- Это та среда, которая очень мобильна и где очень хорошо впитываются все нововведения. Если у нас всё хорошо получится, то культура экономии воды будет распространяться в геометрической прогрессии. При этом работу по прививанию подрастающему поколению бережного отношения к водным ресурсам мы проводим постепенно. Так, в марте этого года я провел открытый урок на тему водосбережения в школе №104 города Астаны. Параллельно мы направили свои информационные материалы во все школы столицы, где педагоги самостоятельно провели классные часы в едином формате и в одно и то же время. В общей сложности в акции приняли участие более 200 тысяч учащихся.
Уже в апреле мероприятие обрело республиканский масштаб. Я находился в командировке в области Абай, где провел открытый урок для учащихся школы-гимназии №37 им. Ы. Алтынсарина города Семей. В это же время мои коллеги из министерства, включая вице-министров, председателей комитетов, директоров департаментов и руководителей бассейновых инспекций, провели аналогичные уроки во всех регионах Казахстана. Акция охватила все школы страны, и в ней приняли участие более 700 тысяч детей.
Думаю, школьники узнали на этих уроках много полезного, а полученные навыки будут применять в быту. На этом мы, разумеется, не ограничимся. Далее я планирую рассказать о важности экономии и охраны водных ресурсов студентам высших учебных заведений. По возможности планирую и дальше посещать школы в ходе рабочих поездок в регионы.
- Какие вопросы вам задавали учащиеся?
- Например, был задан очень хороший вопрос по озеру Балхаш. Я понял, что наши школьники в курсе данной проблемы и активно интересовались о мерах, предпринимаемых для сохранения озера Балхаш. Это был один из запомнившихся вопросов. Также меня спросили – как экономить воду в домашних условиях? Совместно с Министерством промышленности и строительства РК мы разработали методические рекомендации для экономии воды в бытовых условиях. Учащиеся, кстати, спросили меня, как я сам экономлю дома воду.
- Как вы ответили детям?
- Отвечаю так: когда тебе не нужна вода – закрывай кран. Если используется стиральная или посудомоечная машина – то их следует включать только при полной загрузке. Следите за техническими состоянием кранов – чтобы элементарно не капало.
Это тоже обеспечивает большую экономию воды. Еще был такой вопрос от учащихся – "А как вы это всё контролируете?"
- Любопытно узнать, как министр водных ресурсов и ирригации РК проверяет экономию у себя дома?
- Элементарно: каждый месяц поступает счет на оплату услуг ЖКХ, электроснабжения и водопользования. В счете есть расходы за пользование холодной и горячей водой, а также есть объем потребления и общий счет на оплату. Если расходы возросли – значит, был перерасход.
- Как вы поступаете в вашем личном случае? Собираете домочадцев, делаете замечания?
- Каждый день наша семья ужинает вместе. Я начинаю говорить, что почему-то выросли расходы воды. И всё.
- Как реагирует семья на ваши замечания?
- Нормально реагирует. Потому что я всё-таки министр водных ресурсов и ирригации. Они нормально реагируют на это, они принимают это.
- У нас в Казахстане неоднократно указывается, что мы чуть ли не питьевой водой моем автомобили, поливаем огороды, газоны, деревья, асфальт. Как эту проблему будет решать Водный кодекс?
- Первое, что мы сделали еще до принятия Водного кодекса – совместно с Министерством национальной экономики РК разработали дифференциированную систему тарифов на питьевую воду. Есть минимальная норма потребления на одного человека – 3 куб. метра в месяц. Это было поручением в Послании Главы государства - разработать сетку тарифов. И по поливной воде мы приняли аналогичное решение. То есть если гражданин использует в месяц три куб. м. воды, счетчики везде стоят, он платит по тарифу.
- Для такого пользователя тариф не меняется.
- Да, не меняется. Это пользователь из первой группы. Сюда входит, между прочим, 49 процентов населения Казахстана.
- Городского или сельского?
- Всё вместе. Вторая группа пользователей – те, кто потребляет от 3 до 5 куб.м. в месяц. В этом случае тариф увеличивается на 20 процентов. Здесь порядка 20 процентов казахстанцев. В третьей группе – кто использует от 5 до 10 куб.м. воды. В этом случае тариф увеличивается на 50 процентов. Это тоже около 20 процентов населения. В четвертой группе – те, кто тратит свыше 10 куб.м. – например, поливает свой приусадебный участок, и так далее. Для таких водопользователей тариф вырос в два раза. Это около 10-11 процентов жителей нашей республики. Данные тарифы уже внедрены на всей территории Казахстана. Что показал «пилот»? В течение одного месяца экономится 1 миллион 653 тыс куб.м. питьевой воды.
- Насколько это ощутимый показатель?
- Это хороший показатель.
Когда казахстанцы увидели этот тариф – начали экономить воду.
Дополнительно в коммунальные предприятия по обслуживанию вот этих водопроводов поступило 896 млн. тенге. Эти средства они использовали на реконструкцию водопроводных сетей.
По поливной воде мы сделали так: установлена норма расходов в зависимости от норматива полива на каждую сельскохозяйственную структуру. Если вода используется сверх нормы – тариф вырастает на 20 процентов. Плюс мы утвердили правила субсидирования поливной воды. Если крестьянское хозяйство использует водосберегающие технологии – мы сделали поэтапный переход на субсидирование к 1 января 2027 года. В этом случае крестьянское хозяйство будет платить 15 процентов за расход воды, остальные 85 процентов оплатит государство.
Если у крестьянского хозяйства нет таких технологий – то к 2027 году он будет платить 70 процентов, а государство будет платить 30 процентов за водопользование. Чувствуете, насколько ощутима разница? С учетом того, что в прошлом году мы на один тенге добавили тариф на поливную воду – единый тариф на поливную воду, это ощутимые средства для крестьянского хозяйства. Кроме этого, мы повысили субсидирование на водосберегающие технологии с 50 до 80 процентов, дав стимул для субъектов сельского хозяйства. Это было сделано до принятия Водного кодекса.
- Что изменится после принятия Водного кодекса?
- Как только Водный кодекс вступит в силу – это произойдет 10 июня 2025 года, начнется отсчет на переходный период, который составит два года.
То есть все водопользователи должны в течение двух лет разработать план мероприятий по переходу на повторное и оборотное использование воды и предоставить бассейновым инспекциям. После этого в течение еще двух лет они должны установить у себя оборудование для повторного и оборотного использования воды. Мы даем довольно-таки большой промежуток времени для того, чтобы водопользователи могли распланировать свои финансовые средства и свою деятельность для перехода на повторное и оборотное использование воды.
- Какая это будет вода и откуда будет браться такая вода? Это коснется, например, тех же автомоек?
- Если они являются первичными водопользователями – то да. Допустим, какое-то предприятие тратит 100 куб. м. воды. Но оно может использовать воду повторно. Или же установить дополнительно технологии по охлаждению воды и по очистке, и начать использовать воду оборотно. Мы говорим об этом. Чтобы не брал каждый раз 100 куб.м., а использовал 70-80 процентов воды по оборотному принципу, используя при этом дополнительно чистую воду в объеме только 20 процентов. Это важно для экономии воды, с учетом того, что мы говорим о дефиците воды, который будет. Малые объемы воды позволят обеспечить бесперебойную работу промышленных предприятий.
- Когда я ехала к вам на интервью – коммунальщики обильно поливали асфальт в Астане. Как Водный кодекс будет регулировать работу коммунальщиков, их коснется правило перехода на оборотную и повторную воду?
- В Водном кодексе прописаны вопросы использования сточных вод, также оговорены вопросы использования дождевых и талых вод. До сегодняшнего дня для использования такой воды законодательных норм не было.
- Астану периодически подтапливает после дождей. Значит, коммунальщики должны будут использовать откачанную воду, и как всё будет дальше?
- Мы должны начать работу по накоплению дождевых и талых вод. Нужны резервуары.
В Водном кодексе для сферы сельского хозяйства мы прописали, что без необходимости специальных разрешений можно создать у себя бассейн до 2 млн куб.м. воды.
Далее талая вода может быть использована для полива. По сточным водам – сейчас мы разрабатываем Технический регламент технической воды. Такого не было никогда. Данный регламент разрабатывается Министерством здравоохранения совместно с нами и Министерством экологии и природных ресурсов. И хозяин таких сточных вод- коммунальное хозяйство, будет вправе давать ее. Или продавать ее.
- Сколько в Казахстане рек, озер и гидротехнических сооружений?
- По рекам – более 85 тысяч рек, около 45 тысяч больших и малых озёр, более 13 тысяч гидротехнических сооружений.
Из них около 55 процентов в республиканской собственности, 40 процентов – в коммунальной. И у нас 533 гидротехнических сооружения находятся в частной собственности. Сейчас мы всю эту базу данных «забиваем» в нашу национальную информационную систему, будет водный кадастр. Мы планируем запустить его в первом квартале 2026 года. По некоторым позициям дадим общий доступ для казахстанцев – чтобы могли видеть данные о приточности воды, сколько воды сбрасывается с гидросооружений и так далее.
- Сколько рек и озер переданы в частные руки?
- Нет такого.
- Ни одна река, ни одно озеро не приватизированы?
- Река может только передаваться в аренду для проведения каких-то работ. Например, для рыболовства. В частную собственность не передается.
Если есть водоем, где предприниматель готов разводить рыбу или создать рекреационную зону – то почему бы не предоставить его в аренду?
- Как часто к вам лично обращаются ваши родственники, близкие с просьбой посодействовать в оформлении аренды рек, озер, гидросооружений?
- Ко мне мои родственники не обращаются. Потому что с самого начала так было поставлено. Есть закон, двигайся по закону и всё.
- То есть вы заявляете, среди водных арендаторов ваших близких или знакомых нет?
- Именно так. Это моя принципиальная позиция.
- Сколько аулов, сел, отдаленных населенных пунктов всё еще остаются без стабильного водоснабжения? Где местным жителям приходится таскать воду во флягах?
- Снабжение питьевой водой – это функции местных исполнительных органов. Из центральных исполнительных органов у нас этим вопросом занимается Министерство промышленности и строительства. Но на сегодняшний день в среднем по республике 98,5 процентов граждан обеспечены централизованным водоснабжением. Наше министерство занимается строительством групповых водопроводов – особенно в Северном и Центральном Казахстане. Групповые водопроводы строятся там, где нет поблизости источников воды. Всего на нашем балансе находится 31 групповой водопровод. По Казахстану их 80, мы ведем реконструкцию и строительство новых групповых водопроводов.
- В прошлом году несколько областей Казахстана испытали возможно, самые мощные паводки. Куда делась вода, затопившая жилища по крыши в некоторых населенных пунктах?
- В прошлом году за какие-то 1,5-2 месяца через водохранилища прошло порядка 35 млрд куб. м. воды. Это то, что мы действительно зарегистрировали. В этом году на сегодня прошло уже 6,5 млрд куб.м. воды. Из этих 35 млрд куб.м. мы собрали в водохранилищах 12 млрд куб.м. Более 3,3 млрд куб.м. мы использовали для отправки в озеро Балхаш, также направляли воду реке Жайык в Каспийское море. Всего за прошлый гидрогеологический год в Каспийское море поступило более 17 млрд куб.м. В Западном Казахстане 80-100 млн куб.м. направили в Камыш-Самарскую систему озер – там давно не было воды, у нас получилось её туда направить. Более 800 млн куб.м. мы направили по реке Сарысу в Кызылординскую область – были сбросы с Кенгирского водохранилища. Последние 10-15 лет вода туда не поступала.
Ежегодно в объеме 5-6 млрд куб.м. проводятся экологические сбросы воды по реке Иртыш. В Костанайской области есть система лиманного орошения, прошлый год позволил нам стопроцентно обеспечить её водой. В Западном Казахстане есть реки Большой и Малый Узень, которые ежегодно испытывали дефицит воды для пастбищ и сенокосов – мы направили талую воду и туда, помогли рекам. В этом году за счет правильного распределения воду подали в Созакский район Туркестанской области. Я посетил водные объекты на месте, вода хорошо разливается, поступая туда. Работаем над тем, чтобы вода там была постоянно.
- Это не чревато для экологии рек и озер, которые получают не свою воду?
- Мы не можем говорить, что это не своя вода. По Казахстану в год формируется 105 млрд куб м. воды после таяния снега и дождей. Вода стекается и получается река. Это нормальный процесс.
- Есть такое понятия – «водная дипломатия». Внешне, когда подводятся итоги ваших переговоров с коллегами из министерств соседних стран – всё выглядит оптимистично: вы пожимаете руки, улыбаетесь, добиваетесь конкретных договоренностей. Как на самом деле проходят такие переговоры? Что просят взамен ваши коллеги, когда соглашаются предоставить Казахстану необходимые объёмы поливной воды?
- Любой процесс требует особого подхода.
Вы правильно отметили – у каждой страны есть свои интересы. В результате переговоров должно получиться так, чтобы интересы всех участников были соблюдены, и вода была поделена так, чтобы все остались довольны.
С момента образования нашего министерства мы создали Департамент международного сотрудничества, это самый большой наш Департамент.
- Сколько здесь работает сотрудников?
- Порядка 20 сотрудников. Внутри департамента образованы два управления. Одно отвечает за работу со странами Центральной Азии, второе – с Россией и Китаем. Также мы создали свой информационно-аналитический центр.
Что касается переговоров - в 2024 году мы провели более 60 встреч с нашими коллегами из других стран. Это Россия, Китай, все страны Центральной Азии. Если мы говорили, что более 100 млрд куб.м. воды у нас формируется у нас, в Казахстане, из них 45 процентов – за счет трансграничных рек. То есть 55 процентов – это наши собственные водные источники, остальное приходит из других стран. Поэтому нам особенно важно было выстроить эту линию. И мы постарались этого добиться. Только по вопросу спасения Арала проведено четыре заседания межстрановой комиссии.
- Предоставляя Казахстану необходимые объемы воды – что наши соседние страны просят взамен? В какой атмосфере проходят подобные переговоры?
- Атмосфера очень хорошая и доверительная.
Мы сейчас очень доверяем друг другу – все министры, много контактируем и по телефону для решения оперативных вопросов. Проблем нет никаких.
Для того, чтобы заседание комиссии с участием министров из наших стран прошло плодотворно в течение 1,5-2 часов – до этого работают рабочие группы. Вот там есть вопросы, когда члены рабочих групп доказывают друг другу, что должно быть так или так. Если вопросы остаются нерешенными – тогда решаем их мы, министры, по телефону или при встрече. На заседании комиссии мы выносим готовый вариант решения вопроса, обсуждаем, при необходимости – вносим корректировки. Когда все соглашаются – подписываем итоговый протокол.
На уровне рабочих групп у специалистов ведется весьма кропотливая работа. Иногда она длится месяц, иногда - до двух месяцев, когда эксперты учитывают прогнозы не только Казгидромета, но и Узгидромета, прогнозы гидрометереологов в Таджикистане и так далее. Также мы учитываем фактическую обеспеченность водой, оставшиеся запасы воды на водохранилищах и так далее.
- Какая страна больше всех помогает Казахстану с водой?
- По реке Сырдарье мы получаем 90 процентов необходимой нам воды. Собственные источники воды здесь составляют только 10 процентов. Вода поступает с Кыргызстана через Токтогульское водохранилище, потом из Узбекистана, потом из Таджикистана, потом снова из Узбекистана. На заседаниях таких комиссий мы согласовываем, сколько воды берет Кыргызстан, Узбекистан, и сколько остается нам, Казахстану.
- Наши соседи обеспечивают Казахстан водой на платной основе?
- (с ходу) Нет. Ни один литр не продается.
- То есть водный бартер? Что-то соседи Казахстана просят взамен?
- Мы ограничиваемся только водой, поскольку возглавляем министерства, регулирующие использование водных ресурсов.
- Грозит ли Казахстану дефицит воды? Сейчас население закупает воду в бутылях, хотя когда-то такое положение дел казалось для казахстанцев чем-то фантастическим.
- Институт географии и водной безопасности подготовил анализ водного баланса, с 1960 года по сегодняшний день сокращение водных ресурсов по Казахстану произошло на уровне 12 млрд куб.м.
То есть в 60-х годах прошлого столетия вода формировалась в объеме до 120 млрд куб.м., сейчас – порядка 105 млрд куб.м. То есть мы говорим о том, что процесс сокращения водных ресурсов идет. Из этих 100 млрд куб.м. мы используем 25 млрд куб.м., из них 65 процентов используется на нужды сельского хозяйства. Это продовольственная безопасность нашей страны. Далее 35 процентов уходит промышленным предприятиям. Это порядка 6-7 млрд куб.м. На ЖКХ используется где-то около 3 млрд куб.м., в том числе на питьевую воду используем 1 процент, это порядка 1 млрд куб.м.
В старом и новом Водных кодексах прописано – обеспечение питьевой водой является приоритетом.
Если воды будет мало, если будет водный дефицит – в первую очередь население будет обеспечиваться питьевой водой. И только потом всё остальное.
На сегодняшний день мы не говорим, что будет дефицит питьевой воды. Мы говорим, что в будущем будет дефицит воды.
- Через сколько лет Казахстан может столкнуться с тотальным дефицитом воды?
- По прогнозам экспертов, объемы сокращения воды по Центральной Азии могут составить 12-15 млрд кубометров. Но до принятия Водного кодекса в 2024 году мы приняли комплексный план развития водной отрасли и Концепцию развития системы управления водными ресурсами до 2030 года. Реализация плана позволит к 2030 году дополнительно накопить, сэкономить около 10 млрд куб.м. Мы будем строить новые водохранилища – это дополнительные 2,6 млрд куб.м., плюс цифровизация и автоматизация, что позволит сэкономить около 2 млрд куб.м., внедрение водосберегающих технологий в сельском хозяйстве и повторного оборота в промышленности и в бизнесе даст дополнительно ещё 2,1 млрд куб.м. Это расчеты наших ученых.
Кроме этого, мы начинаем реконструкцию наших ирригационных систем. Сейчас по РК есть 35-37 тыс километров ирригационных систем, мы их забетонируем, облицуем. Это дополнительно обеспечит 2,6 млрд куб.м., которые мы сэкономим за счет сокращения фильтрации воды. Итого «набегает» около 10 млрд куб.м. И если сокращение водных ресурсов произойдет – мы эту воду накопим и сэкономим.
Отмечу, что совместно с Водным кодексом мы внесли изменения и дополнения и в Кодекс об административных правонарушениях.
- Например?
- Увеличили размеры штрафов. Если раньше предприниматель мог оплатить небольшой штраф и продолжать пользоваться водой, то теперь штраф возрос. Если водопользователь не соблюдает Водный кодекс, не эффективно использует воду – он должен нести ответственность. Если должностные лица или субъекты бизнеса не принимают мер по экономному и эффективному использованию воды – это тоже будет наказываться административным штрафом.
- Позвольте теперь перейти к вопросам личного характера. Какие три книги вы посоветуете прочитать нашим подписчикам и пользователям?
- Мы учились еще в советское время, тогда книг читалось много. «Война и мир», «Как закалялась сталь», «Онегин»… Разумеется, нельзя не упомянуть нашу, казахскую литературу. Талантливых и разносторонних авторов в то время было много, но лично я могу выделить для себя Мухтара Ауэзова, Олжаса Сулейменова, Ильяса Есенберлина и Мухтара Магауина. Я, например, всем говорю, и детям своим тоже: плох тот ученик, который не превосходит своего учителя. Сейчас есть масса книг, которые формируют человека. Для себя читаю книги Чингиза Абдуллаева – в них всегда очень хорошая аналитика, автор также подробно знакомит с культурой и традициями тех стран, в которых происходит действия. То есть читаешь – и как бы начинаешь всё это представлять.
- Какие у вас есть обязанности по дому? Понятно, что должность министра съедает всё ваше время, и тем не менее, за что вы отвечаете в своем доме?
- У меня по дому обязанностей практически нет.
- За кем последнее слово при распределении семейного бюджета?
- Я в этот процесс тоже практически не вмешиваюсь. Не скрою, финансовые обсуждения происходят. В основном, мы тратим на то, что надо детям. И, конечно, на продукты питания в дом.
- Какие качества вы цените в своей супруге?
- Во всём, что я делаю, она всегда меня поддерживает. Этим сказано всё.
- Какой вопрос вы ждали, но не дождались в ходе нашего интервью?
- От вас?
- Да.
- Меня всё-таки удивили последние три вопроса. Ни одному журналисту на эти три вопроса никогда не отвечал.
- Спасибо за интересное интервью.
Фото: архив пресс-службы Минводных ресурсов и ирригации РК
Читайте новости по меткам:
горячие новости 415 Барыс 362 Город Астана 216 Президент Казахстана 199 Олимпиада-2024 130 зимняя Азиада-2025 126 Алматы 122 хоккей 121 погода 103 новости министерств 97 футбол 89 доллар 86 дети 82 происшествия 66 праздники 65 бокс 61 пожары 56 Авиакатастрофа в Актау 55 Эксклюзив 54 дороги 53 налоги 53 паводки 51 школы 51 МВД 50 Куандык Бишимбаев 49 Шымкент 44 нефть 42 армия 41 акимы 41 коррупция 39
- #
- Дон
-
- #
- иугуся
-
- #
- Батырхан-007
-