Bestnews.kz — 10 лет!

Кто такие свитчеры и причем здесь развитие цифрового образования

18.04.22
20:05
3280
О чем эксперты говорили на очередном Talap.Talks

Глобальная цифровизация касается всего. Новые технологии, которыми охвачено более 50% населения развитых стран, дают небывалые доселе возможности. В том числе, возможности преобразования устаревших программ, подходов и методов практически во всех сферах жизни среднестатистического гражданина.

Хорошо это или плохо? Насколько подобные изменения полезны? Не отбирает ли технологическая трансформация нашу способность критически мыслить, хранить и анализировать информацию? Очевидных ответов на эти вопросы до сих пор нет (хотя в ООН считают, что цифровизация - это скорее благо). Одно можно сказать с уверенностью - технологии прочно вошли в нашу жизнь и никуда из нее не денутся.

Технологии в образовании

Особенную роль в жизни любого человека играет социальная сфера. Всем известно, что образование, например, как первый и довольно длительный этап становления личности, является одним из ключевых агентов в развитии человека. Ребенок проводит в год от 170 до 190 дней в школе, а за 11 лет около 2000 дней на обучении. Речь идет не только о школе, но и о высших учебных заведениях. Образовательная система раньше линейно определяла как минимум профессиональную судьбу человека.

Но классическое образование меняется. В том числе и под влиянием новых технологий. В 2022 году можно легко переучиться, получив дополнительную или новую профессию, люди на всех этапах образования имеют исторически беспрецедентный, мгновенный доступ к огромному количеству информации самого разного спектра, “переупакованы” исследовательские функции, модели, методы, появились новые аспекты работы с информацией (например, фактчекинг).

Мировой рынок образовательных технологий постоянно переживает цифровую революцию, появляются все новые и новые технологии (прежде всего речь про развитие искусственного интеллекта), ландшафт возможностей меняется едва ли не каждый день. Технологии сыграли принципиально важную роль в категориях образования, обслуживающих начальное, среднее и корпоративное обучение. Рынок EdTech в 2021 году оценивался в 254 млрд долларов, к 2027 году, согласно прогнозам экспертов, эта цифра достигнет 605 млрд долларов. Цифровизация образования, уверены некоторые специалисты, прежде всего позволит ликвидировать неравенство между городом и сельской местностью.

Именно об этом шла речь на очередном круглом столе Talap.Talks.

Кто такие свитчеры

Так называемые свитчеры - это люди, которые, имея опыт в определенной сфере, решают сменить род деятельности. Подчас радикально: они бросают “насиженное” место, идут на курсы, осваивают языки программирования и пробуют начать карьеру буквально заново, стартуя в IT с позиции джуниора. Чаще всего речь идет именно про IT. Это подтверждают результаты исследования, проведенного онлайн-школой востребованных профессий JumysBar. Согласно результатам исследования JumysBar, наравне с информационными технологиями пользователей пяти наиболее популярных онлайн-площадок для получения образования (Coursera, Udemy, edX, XuetangX, Udacity) интересует бизнес. Все остальные категории попали в топ-10 со значительным отрывом. Вот, как, согласно данным JumysBar, делится аудитория свитчеров в процентном соотношении:

Информационные технологии

19,9%

Бизнес

18,5%

Социальные науки

10,6%

Естественные науки

10,0%

Гуманитарные науки

9,5%

Обучение и преподавание

8,5%

Здоровье и медицина

7,2%

Инжиниринг

7,1%

Искусство и дизайн

5,5%

Математика

3,3%

Все так гладко?

Именно цифровизация сегодня дает людям небывалые ранее возможности. Однако есть и свои проблемы. Проблемы цифрового образования передались сфере по наследству от аналогового предка. В частности, речь идет об удержании мотивации студентов и их вовлеченности в процесс получения новых знаний. Об этом на круглом столе “Развитие цифрового образования” рассказал Даурен Ахметов, продакт менеджер JumysBar.

“Согласно статистике, только 10% учеников проходят онлайн-курсы до конца и получают сертификат о дополнительном образовании” - говорит Даурен Ахметов.

В качестве одного из выходов из сложившейся ситуации, рассказывает Ахметов, можно использовать метод flipped classroom. Именно так, во всяком случае, поступили в JumysBar. Flipped Classroom - это современный подход к обучению, который предлагает поменять местами классную и домашнюю работу и этим повысить вовлеченность и мотивацию студентов. Грубо говоря, домашняя работа становится классной, а классная становится домашней. Практические задания делают прямо во время занятия вместе с учителем, а подготовившись по материалу, дети и взрослые приходят с практическими вопросами по теме, что значительно повышает их вовлеченность.

 Но это - то есть степень мотивации и вовлеченности, не главная проблема.

Проблемы и перспективы в цифровом образовании в Казахстане

“Мы начинались, как сервис для помощи учителю, помогающий для организации работы. Тогда еще даже не было понятия EdTech” - рассказывает Рауан Кенжеханулы, директор «Bilim Media Group», компании, которая в 2011 году запустила собственный крупный IT-проект - полиязычную образовательную онлайн-платформу BilimLand.

“Когда случилась пандемия, нам пришлось перерождаться. Заново собирать и платформу, и функционал, тестировать новые нагрузки, которые раньше мы просто не могли себе представить”. отметил спикер.

Пандемия коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные меры круто трансформировали сферу онлайн-образования. Важно отметить, что не произошло ничего принципиально нового, однако цифровая трансформация, не случись локдаунов и карантинов, шла бы несколько дольше. То, на что нужно было бы 5-6 лет, случилось за два. И этот темп в числе прочего подсветил проблемы: нехватка кадров, скорость интернета и неготовность некоторых казахстанских серверов к невиданным ранее нагрузкам.

“Трафик у нас вырос раз в двадцать”, - говорит Рауан Кенжеханулы. “Объективно говоря, ни один сайт ни в одной стране к такому не был бы готов”.

Причем стало больше не только вынужденных учиться онлайн, - школы, университеты, но и желающих. Тут речь как раз о свитчерах. Пандемия показала, что часть областей экономики в кризисных условиях попросту не выдерживает “турбулентности”. Люди, оказавшиеся без средств или потерявшие часть доходов, обратили внимание на возможности, которые дает дополнительное онлайн-образование.

Кроме того, огромное количество людей в Казахстане относились к образовательным онлайн-платформам скептически. Ими не хотели пользоваться даже учителя, люди, которым это положено по долгу службы. Мало кто хочет выходить из зоны комфорта, учиться чему-то принципиально новому, нарабатывать новые пользовательские привычки. Пандемия в этом смысле сработала как спусковой механизм радикальных изменений в сфере образования. И, говорят эксперты, по большому счету Казахстан к этим переменам оказался готов.

Нет комментариев: summary

Оставить комментарий

  • Подписаться на канал новостей Bestnews:

  • Google News
  • Yandex News
  • Yandex Zen
Нашли ошибку