О чем эксперты говорили на очередном Talap.Talks
Глобальная цифровизация касается всего. Новые технологии, которыми охвачено более 50% населения развитых стран, дают небывалые доселе возможности. В том числе, возможности преобразования устаревших программ, подходов и методов практически во всех сферах жизни среднестатистического гражданина.
Хорошо это или плохо? Насколько подобные изменения полезны? Не отбирает ли технологическая трансформация нашу способность критически мыслить, хранить и анализировать информацию? Очевидных ответов на эти вопросы до сих пор нет (хотя в ООН считают, что цифровизация - это скорее благо). Одно можно сказать с уверенностью - технологии прочно вошли в нашу жизнь и никуда из нее не денутся.
Технологии в образовании
Особенную роль в жизни любого человека играет социальная сфера. Всем известно, что образование, например, как первый и довольно длительный этап становления личности, является одним из ключевых агентов в развитии человека. Ребенок проводит в год от 170 до 190 дней в школе, а за 11 лет около 2000 дней на обучении. Речь идет не только о школе, но и о высших учебных заведениях. Образовательная система раньше линейно определяла как минимум профессиональную судьбу человека.
Но классическое образование меняется. В том числе и под влиянием новых технологий. В 2022 году можно легко переучиться, получив дополнительную или новую профессию, люди на всех этапах образования имеют исторически беспрецедентный, мгновенный доступ к огромному количеству информации самого разного спектра, “переупакованы” исследовательские функции, модели, методы, появились новые аспекты работы с информацией (например, фактчекинг).
Мировой рынок образовательных технологий постоянно переживает цифровую революцию, появляются все новые и новые технологии (прежде всего речь про развитие искусственного интеллекта), ландшафт возможностей меняется едва ли не каждый день. Технологии сыграли принципиально важную роль в категориях образования, обслуживающих начальное, среднее и корпоративное обучение. Рынок EdTech в 2021 году оценивался в 254 млрд долларов, к 2027 году, согласно прогнозам экспертов, эта цифра достигнет 605 млрд долларов. Цифровизация образования, уверены некоторые специалисты, прежде всего позволит ликвидировать неравенство между городом и сельской местностью.
Именно об этом шла речь на очередном круглом столе Talap.Talks.
Кто такие свитчеры
Так называемые свитчеры - это люди, которые, имея опыт в определенной сфере, решают сменить род деятельности. Подчас радикально: они бросают “насиженное” место, идут на курсы, осваивают языки программирования и пробуют начать карьеру буквально заново, стартуя в IT с позиции джуниора. Чаще всего речь идет именно про IT. Это подтверждают результаты исследования, проведенного онлайн-школой востребованных профессий JumysBar. Согласно результатам исследования JumysBar, наравне с информационными технологиями пользователей пяти наиболее популярных онлайн-площадок для получения образования (Coursera, Udemy, edX, XuetangX, Udacity) интересует бизнес. Все остальные категории попали в топ-10 со значительным отрывом. Вот, как, согласно данным JumysBar, делится аудитория свитчеров в процентном соотношении:
Информационные технологии |
19,9% |
Бизнес |
18,5% |
Социальные науки |
10,6% |
Естественные науки |
10,0% |
Гуманитарные науки |
9,5% |
Обучение и преподавание |
8,5% |
Здоровье и медицина |
7,2% |
Инжиниринг |
7,1% |
Искусство и дизайн |
5,5% |
Математика |
3,3% |
Все так гладко?
Именно цифровизация сегодня дает людям небывалые ранее возможности. Однако есть и свои проблемы. Проблемы цифрового образования передались сфере по наследству от аналогового предка. В частности, речь идет об удержании мотивации студентов и их вовлеченности в процесс получения новых знаний. Об этом на круглом столе “Развитие цифрового образования” рассказал Даурен Ахметов, продакт менеджер JumysBar.
“Согласно статистике, только 10% учеников проходят онлайн-курсы до конца и получают сертификат о дополнительном образовании” - говорит Даурен Ахметов.
В качестве одного из выходов из сложившейся ситуации, рассказывает Ахметов, можно использовать метод flipped classroom. Именно так, во всяком случае, поступили в JumysBar. Flipped Classroom - это современный подход к обучению, который предлагает поменять местами классную и домашнюю работу и этим повысить вовлеченность и мотивацию студентов. Грубо говоря, домашняя работа становится классной, а классная становится домашней. Практические задания делают прямо во время занятия вместе с учителем, а подготовившись по материалу, дети и взрослые приходят с практическими вопросами по теме, что значительно повышает их вовлеченность.
Но это - то есть степень мотивации и вовлеченности, не главная проблема.
Проблемы и перспективы в цифровом образовании в Казахстане
“Мы начинались, как сервис для помощи учителю, помогающий для организации работы. Тогда еще даже не было понятия EdTech” - рассказывает Рауан Кенжеханулы, директор «Bilim Media Group», компании, которая в 2011 году запустила собственный крупный IT-проект - полиязычную образовательную онлайн-платформу BilimLand.
“Когда случилась пандемия, нам пришлось перерождаться. Заново собирать и платформу, и функционал, тестировать новые нагрузки, которые раньше мы просто не могли себе представить”. отметил спикер.
Пандемия коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные меры круто трансформировали сферу онлайн-образования. Важно отметить, что не произошло ничего принципиально нового, однако цифровая трансформация, не случись локдаунов и карантинов, шла бы несколько дольше. То, на что нужно было бы 5-6 лет, случилось за два. И этот темп в числе прочего подсветил проблемы: нехватка кадров, скорость интернета и неготовность некоторых казахстанских серверов к невиданным ранее нагрузкам.
“Трафик у нас вырос раз в двадцать”, - говорит Рауан Кенжеханулы. “Объективно говоря, ни один сайт ни в одной стране к такому не был бы готов”.
Причем стало больше не только вынужденных учиться онлайн, - школы, университеты, но и желающих. Тут речь как раз о свитчерах. Пандемия показала, что часть областей экономики в кризисных условиях попросту не выдерживает “турбулентности”. Люди, оказавшиеся без средств или потерявшие часть доходов, обратили внимание на возможности, которые дает дополнительное онлайн-образование.
Кроме того, огромное количество людей в Казахстане относились к образовательным онлайн-платформам скептически. Ими не хотели пользоваться даже учителя, люди, которым это положено по долгу службы. Мало кто хочет выходить из зоны комфорта, учиться чему-то принципиально новому, нарабатывать новые пользовательские привычки. Пандемия в этом смысле сработала как спусковой механизм радикальных изменений в сфере образования. И, говорят эксперты, по большому счету Казахстан к этим переменам оказался готов.
Читайте новости по меткам:
горячие новости 366 Барыс 323 Город Астана 221 Президент Казахстана 194 Алматы 171 Олимпиада-2024 155 новости министерств 145 Куандык Бишимбаев 137 паводки 135 погода 91 дети 71 происшествия 65 пожары 64 хоккей 63 футбол 61 школы 61 праздники 60 МВД 53 дороги 53 доллар 51 бокс 50 КХЛ 46 Олжас Бектенов 45 авиация 43 налоги 43 нефть 42 армия 39 Китай 38 соседи Казахстана 37 Интернет 36